Самохина Е.О.

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ К ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Деонтология (деон - необходимость, долг; логос - наука) - наука о долге, о моральной обязанности, о профессиональной этике. Последние достижения отечественной школы дефектологического библиотековедения позволяют говорить о возникновении новой отрасли научного знания - библиотечной деонтологии, в рамках которой рассматриваются моральные и этические аспекты работы детского библиотекаря с особой группой читателей - детей, чье интеллектуальное и психическое развитие отягощено серьезной патологией.

Деонтологические проблемы уже на протяжении нескольких столетий волнуют педагогов, психологов, философов, писателей, поэтому одно из семинарских занятий по курсу "Коррекционно-воспитательная работа в детской библиотеке" посвящается образу ребенка-инвалида в мировой художественной литературе. Вспоминая произведения М. Горького, В.Г. Короленко, А.Г. Алексина, В. Гюго, Л. Фейхтвангера, С. Моэма, студенты приходят к выводу: нет чужой боли, нет чужих проблем, не существует страданий, которые могут быть безразличны здоровым и успешным людям, так как социальное самочувствие ребенка с ограниченными возможностями зависит не столько от медицинского диагноза, сколько от степени человеческого сострадания, доброжелательства, искреннего участия окружающих в судьбе инвалида.

Все темы, изучаемые студентами, так или иначе, затрагивают проблему педагогической этики и педагогического такта, нравственную составляющую коррекционно-воспитательной деятельности детского библиотекаря. Связь деонтологии с библиотековедением прослеживается и при рассмотрении психолого-педагогических основ организации библиотечной работы в коррекционном учебном заведении, и при изучении методических аспектов дефектологической деятельности детского библиотекаря.

Практика показывает, что многие библиотекари психологически не готовы к встрече с ребенком, имеющим интеллектуальную патологию. Дети, обучающиеся в коррекционных школах, часто страдают нервными расстройствами (астенией, неврозом, шизофренией, эпилепсией), поэтому библиотечная деонтология должна опираться на достижения психологии, педагогики, дефектологии. В процессе освоения курса студенты обращаются к работам Б.В. Зейгарник, М.С. Певзнер, Л.В. Занкова, В.П. Кащенко, В.Н. Мясищева, Б.А. Пинского и других отечественных специалистов, изучавших проблему аномального развития. Особое внимание уделяется научной теории Л.С. Выготского - основоположника дефектологии и патопсихологии, еще в начале минувшего столетия заявившего о необходимости социальной компенсации физиологического дефекта.

Одно из семинарских занятий посвящается проблеме социокультурной реабилитации ребенка-инвалида. Студенты по-разному понимают суть этой важнейшей социальной задачи. Кто-то считает, что социокультурная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями заключается в необходимости научить инвалида читать, писать, словом, дать ему минимум знаний, без которых человек не может существовать в современном мире. Другие справедливо отмечают, что социокультурная реабилитация предполагает создание оптимальных условий воспитания и обучения, позволяющих ребенку полноценно развиваться, компенсируя при этом недостатки психики и интеллекта. Часть студентов, рассуждая об эволюции общественного отношения к детям с отклонениями в развитии, пришла к выводу: смысл реабилитации, ее основная задача состоит в преодолении чувства социальной неполноценности, развивающегося у ребенка-инвалида. Студенты, уже имеющие опыт библиотечной работы, связывают задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями с практикой руководства чтением, считая, что именно на базе библиотек необходимо создавать информационные, культурно-реабилитационные и творческие центры для детей-инвалидов.

Проблема общения библиотекаря с больным ребенком - важнейшая в системе деонтологического знания - не оставляет равнодушным никого: ни студентов, только делающих первые шаги на педагогическом поприще, ни умудренных многолетним опытом профессионалов. Ведь добиться максимальной эффективности социокультурной реабилитации читателей с особыми потребностями можно лишь при условии возникновения у ребенка доверия к библиотекарю, установления между юным читателей и библиотекарем дружеских, сотворческих отношений.

На одном из практических занятий студентам было предложено создать модель деятельности библиотекаря-сотрудника коррекционного учебного заведения, выделив при этом наиболее ценные и значимые моральные и профессиональные качества такого специалиста.

Студенты отметили, что библиотекарь, работающий с больными детьми, должен обладать терпением, эмоциональной устойчивостью, гуманностью, быть открытым, общительным, обаятельным, стремиться выслушать и понять ребенка. Среди профессиональных качеств, значимых для организации коррекционно-воспитательной работы в детской библиотеке, были выделены: знание особенностей психики и интеллекта юных читателей, умение устанавливать индивидуальный контакт с каждым ребенком, потребность и способность к повышению своего профессионального уровня, умение сформировать фонд библиотеки таким образом, чтобы литература, предлагаемая читателям с ограниченными возможностями, способствовала интеллектуальному и нравственному развитию детей, помогала преодолению психологических проблем, содействовала успешной социализации ребенка.

Коррекционно-развивающие программы, создаваемые в детских библиотеках, не всегда учитывают научные подходы к коррекции и реабилитации, существующие в дефектологии и психологии, поэтому одной из задач курса стало знакомство студентов с принципами построения коррекционных программ.

На лекционных и практических занятиях будущие специалисты осваивают ведущие принципы коррекционного проектирования, стратегию создания психокоррекционного комплекса (концепция А.С. Спиваковской). Этот комплекс, обеспечивающий системное педагогическое воздействие на ребенка, состоит из нескольких последовательно реализуемых на практике блоков (диагностического, установочного, коррекционного, оценки эффективности), включающих различные формы коррекционно-воспитательной работы.

Hosted by uCoz