Сафонова Н.В.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ

В постсоветское время резко изменилась образовательная система нашего государства, а с выходом его на международный рынок образовательных услуг возникла острая необходимость в создании новых учебников и учебно-методических пособий. Особенно проблема актуальна с учебниками по русскому языку для иностранцев.

В советское время была создана методика преподавания русского языка как неродного и русского языка как иностранного. С распадом Советского Союза необходимость в первой резко уменьшилась, а во второй, наоборот, значительно увеличилась. В настоящее время остро стоит проблема создания учебников, основанных на национально ориентированной методике, свидетелями развития которой мы являемся.

С педагогической точки зрения проблема осложняется и тем, что в последние годы на мировую политическую и экономическую арену выходят восточные страны, например, Китай, с совершенно иной языковой системой, отражающей иной национальный менталитет и иную культуру.

Учебники нового поколения по русскому языку для иностранных граждан должны строиться на основе следующих принципов:

I. Научность, которая должна отражать не только достоверный фактический материал, но и содержать упражнения, направленные на формирование научной компетенции; при этом профессиональная терминология должна занимать достойное место, но представлена она должна быть не инвентарно, как случайный набор лексем, и не по принципу семантического поля, что изжило себя в методическом плане, а в виде лингвистического алгоритма, принципы которого развиваются сейчас отдельными учеными. В основе научности, на наш взгляд, должен лежать индуктивно-дедуктивный метод исследования, максимально отвечающий требованиям формирования научной компетенции обучающихся.

II. Наглядность и эстетичность. Первый компонент традиционен для учебников советского и постсоветского периодов, к сожалению, о втором этого сказать нельзя: полиграфическая скромность не выдерживает никакой критики. Тем более это не приятно потому, что большинство стран мира, активно работающих на международном рынке образовательных услуг, имеют прекрасную полиграфическую базу.

III. Информационность (содержательность). Это традиционное качество советских учебников достойно продолжает развиваться и в дидактических изданиях постсоветского периода. Информационность как принцип дидактики многоаспектна и представлена научной, методической, культурологической информационностью.

Позитивность учебных изданий последних лет заключается в том, что они деидеологизированы и деполитизированы, хотя первый фактор вовсе не предполагает отсутствия дидактического материала, иллюстрирующего патриотизм русского народа и формирующего у представителей других этносов уважение к русскому человеку и России в целом.

Кроме формирования языковой и научной компетенции, важным является формирование культурологической компетенции. Поэтому необходимо интенсифицировать процесс создания и издания научной и учебной литературы лингвокультурологического характера как для студентов, так и для преподавателей.

Повышение культурологической компетенции преподавателя решает много педагогических задач: поднимает авторитет преподавателя, что позволяет установить в коллективе доброжелательную, уважительную обстановку; интенсифицирует образовательный процесс, повышая интерес студентов к обучению; снимает культурологический шок, в котором неизбежно оказываются иностранные граждане, особенно молодые; воспитывает патриотизм и интернационализм, так как умело подобранный дидактический материал помогает понять иностранным студентам, что страна, в которую они приехали, неантагонистична им на ментальном уровне: те же ценности - добро, любовь, дружба, семья, природа; те же пороки - зло, лень, недружелюбие...

Благодатным материалом для решения поставленных задач являются пословицы и поговорки как существенный элемент этнопедагогики. Их сопоставительный анализ поможет иностранным студентам не только познакомиться с культурой, нравами и обычаями страны пребывания, но и сравнить этические воззрения русского народа и других народов мира с представлениями собственного народа об этике цивилизованного мира. Сопоставительный характер этой работы значительно повышает дидактическую активность студентов. Особенно это важно в общении с китайцами, которые воспитаны в образовательной системе с совершенно иными дидактическими принципами, где главная (менторская!) роль отводится преподавателю, а ученик лишь пассивный потребитель передаваемой информации, человек-губка, безропотно и механически впитывающий в себя весь поток информации, не анализируя, не дифференцируя его. Привыкнуть китайцам к дидактическим принципам советско-российской школы, где учитель и ученик - дружный тандем, идущий на достижение важной цели - получение знаний, очень сложно. Именно поэтому учебники и учебные пособия должны содержать в себе тот языковой материал, который поможет молодым людям решить проблемы их адаптации к новым образовательным и культурологическим условиям, в которых они оказались.

IV. Этичность подбора дидактического материала, которая предполагает отсутствие таких понятий, как "старший брат", "младший брат" (о народе), "самый человечный человек" (об отдельных исторических личностях) и подобных.

Таким образом, вступление России в международный рынок образовательных услуг открывает прекрасные финансовые, политические и культурологические возможности, и создание учебно-методической базы должно стать достойным того научного потенциала, которым обладают российские педагоги. Научность как один из основополагающих дидактических принципов подкрепляется высоким профессиональным потенциалом наших коллег, а вот полиграфические возможности оставляют желать лучшего. Издание аскетических учебников, без иллюстраций, аудио- и видеосопровождения, заставляет многие вещи объяснять "на пальцах", что давно уже не принято в цивилизованном мире, поэтому, если мы хотим достойно выглядеть на мировом рынке образовательных услуг, мы должны ту сладкую "конфету", которой во многом является советско-российская наука, и педагогика в том числе, завернуть в красивую обертку, ведь создание имиджа - это в первую очередь форма, вид.

Шампуни после кератинового, кератиновый шампунь купить.
Hosted by uCoz