Рушинский А.В.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Благодаря стремительному развитию компьютерной техники и ее возможностей, а также расширению глобальной компьютерной сети, дистанционное образование (ДО) перешло на качественно новый уровень, где образовательный процесс реализуется с привлечением новейших сетевых технологий. Происходящие изменения затронули не только "внешний облик" ДО, что, главным образом, обусловлено появлением новых технических средств, но и его внутреннее содержание, сохранив при этом основные особенности дистанционного образования - индивидуализацию процесса обучения, асинхронность общения студента и преподавателя, вариативность образовательных программ.

Появились качественно новые виды учебно-методического обеспечения образовательного процесса: упорядоченный и систематизированный лекционный материал как в электронном гипертекстовом виде, так и в виде электронных мультимедийных курсов и интерактивных обучающих программ; компьютерные тренажеры и модели лабораторного практикума; индивидуальные контрольные задания и тесты.

Таким образом, появляется реальная возможность "доверить" определенную часть учебного процесса компьютеру, что является основным условием применения технологий дистанционного обучения. При этом главной методической задачей должно быть сохранение качества образования, что достигается не только совершенными компьютерными программами, но и правильной организацией учебного процесса в системе распределенного банка знаний. В ДО принципиально невозможно управлять учебным процессом вручную, как это делается при традиционной (очной) форме обучения. Удаленность студента от преподавателя и асинхронность их общения являются основными факторами, препятствующими обычной форме ведения учебной документации и администрирования процесса обучения.

Одним из наиболее приемлемых способов ведения документации при дистанционном обучении является создание "Электронного деканата", обеспечивающего полную или частичную автоматизацию документооборота на уровне элементарного подразделения иерархической структуры всех подразделений высшего учебного заведения.

Структурно "Электронный деканат" представляет собой распределенный банк данных (знаний). Циркулирующие в нем потоки устанавливают не только взаимосвязь типа документ-документ, но и взаимосвязь типа студент-документ и преподаватель-документ. Последнее обеспечивает достаточно полный взаимный обмен информацией между преподавателем и студентом.

Исходными документами "Электронного деканата" являются учебный план, определяемый им учебно-производственный план и список студентов.

Учебно-производственный план содержит всю необходимую информацию о преподаваемых дисциплинах, которые делятся на обязательные и элективные (курсы по выбору). Исходя из этой информации, студенты составляют индивидуальные учебные планы, которые отражены в их учебных карточках, формируемых согласно списку студентов. На основе тех же исходных документов (учебно-производственный план и список студентов) и с учетом индивидуального выбора студентов создаются журналы текущей успеваемости, графики и состав индивидуальных контрольных заданий. В журналы текущей успеваемости заносятся оценки, выставленные преподавателем за работу студента над контрольными заданиями. В конце семестра по текущей успеваемости подводится итог работы студента и он либо получает зачет, либо ему предлагаются дополнительные индивидуальные задания. Получение зачета отражается в разделе экзаменационной книги, связанном с зачетной неделей. При получении студентом всех необходимых зачетов, преподаватель в экзаменационной книге "открывает" для данного студента следующий раздел – результаты сдачи экзаменов. Если к сроку, установленному графиком сессии, не сданы требуемые зачеты или экзамены, то для студента вырабатывается график ликвидации задолженностей.

На основе анализа всей информации, содержащейся в экзаменационной книге, относительно каждого студента "издаются" приказы, фиксируемые в книге приказов. В результате тот или иной студент может выбыть из списка студентов и пополнить архив отчисленных или архив ушедших в академический отпуск ("академики"). В случае успешной сдачи сессии, студент продолжает обучение на текущем курсе или переводится на следующий курс.

Совместно с результатами сдачи зачетной недели и сессии приказы попадают в учетные карточки студентов. На этом завершается семестровый образовательный цикл.

Все используемые в автоматизированном деканате документы делятся на три категории. Первая категория – планирование процесса обучения на предстоящий семестр и последующую сессию. Вторая – оперативная информация о текущей успеваемости студентов и их работе над учебным материалом. Третья – сессионные документы (информация о зачетах, экзаменах, результатах сессии и т.п.).

Благодаря правильному разбиению информационных потоков и всей совокупности документов на отдельные базы данных, добавление новых пользователей сопровождается просто созданием для него соответствующих БД на основе разработанных шаблонов. Кроме того, предусмотрено четкое разделение доступа пользователей к различным компонентам "Электронного деканата".


Hosted by uCoz