Райкова Г.А.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ


Проблемам профессионального сознания и самосознания библиотекаря в последние годы уделяется самое пристальное внимание. Это не случайно, ибо сверхзадача инновационного поступательного движения библиотечного дела невозможно решить, не зная профессиональное самочувствие людей, ежедневно вступающих в диалог с населением. Изучение профессионального сознания библиотекарей как целостной, многоаспектной системы - это новое направление библиотековедения, возникшее на рубеже 80-90-х гг. прошлого века в связи с обновлением представления о путях развития библиотеки. Стратегия непрерывного библиотечного образования, формирующаяся в настоящее время, возникла как ответ на данные, полученные в результате изучения профессионального библиотечного сознания.

Одна из гипотез специалистов в области непрерывного библиотечного образования: оно должно быть предельно дифференцированным. Но в отличие от дифференциации традиционной, когда "скопом" обучают всех сотрудников отделов обслуживания или директоров массовых библиотек, оно носит неформальный характер. Опыт показывает, что в системе непрерывного библиотечного образования, например, наиболее продуктивной является дифференциация, учитывающая уровень развития ресурсов библиотек одного типа, степень освоения инновационных процессов. Наконец, получает значение отбор, осуществляемый, исходя из личностных особенностей библиотекарей, их мотивации к получению знаний, общему и профессиональному развитию, общению с коллегами, готовность участвовать в достаточно сложных процедурах многочасовых тренингов. Наконец, ориентация на карьерный рост.

Непрерывное библиотечное образование следует рассматривать как динамичную систему, которая должна постоянно развиваться в соответствии с изменением профессионального сознания различных категорий библиотечных специалистов. Поскольку сегодня в число этих специалистов входят профессиональные психологи, социологи, юристы, экономисты, автоматизаторы и тому подобное, то меняется одновременно содержательная сторона и его формы. Более того, налицо другой качественный состав участников этой системы. Учитывая ценностную природу профессионального сознания, необходим поиск оптимальных вариантов совмещения общегуманитарных и профессиональных знаний, синтез библиотечных вопросов и сведений из области социального управления, проектирования, теории коммуникаций и др. Поэтому все большую роль начинает играть привлечение профессионалов высокого уровня из сопредельных областей знаний.

В связи с этим возникают новые требования к базовому библиотечному образованию, которое должно меняться в соответствии с новыми целями и задачами библиотеки и путями их реализации. Много идет споров о сочетании общеобразовательных дисциплин гуманитарного профиля, "чисто" библиотечно-библиографических и информационных предметов, а также специализаций в соответствии с новыми моделями публичной библиотеки: библиотекарь-организатор семейного чтения, библиотекарь-музеевед и так далее. Эту проблему нельзя решать, предлагая всем вузам и колледжам культуры работать по одним и тем же программам. Необходима их дифференциация за счет региональных и этнокультурных особенностей, уровня и темпов обновления библиотек разных типов.

Эти и другие факторы, так или иначе отражаемые в профессиональном сознании, должны стать основой развития всех форм подготовки и переподготовки библиотечных специалистов. Возникает потребность в регулярном отслеживании библиотечного сознания, организуемом в первую очередь на региональном уровне. Не разовая научно-исследовательская работа, но постоянно действующий мониторинг, организуемый по предельно дифференцированной методике, станет ведущим фактором позитивного развития всей библиотечной деятельности.

Hosted by uCoz