Пронина Л.А.

ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


В условиях информационного общества система образования подверглась модернизации, пересмотру содержательных позиций. Основное требование, предъявляемое к высшей школе - это подготовка специалистов нового качества. Реализовать поставленные задачи можно на основе информационного развития субъектов образовательного процесса. Система образования будет более перспективна, если она имеет большую информационную ориентацию. Именно поэтому традиционная система образования трансформируется в сторону ориентации на обучение в течение всей жизни, т.е. осуществляется переход к системе непрерывного, индивидуализированного образования.

Данная тенденция просматривается в изменениях в информационной среде обучения, а также в отношении к формированию и развитию информационной культуры личности. В настоящее время во многих вузах за счет регионального компонента введен специальный курс "Информационная культура специалиста".

В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина также разработан и апробирован подобный курс (введен для студентов 1-2 курсов ряда специальностей). Как показал наш опыт, 60-75% овладевают умениями и навыками информационного самообеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности. В ходе занятий студенты знакомятся с особенностями и отличительными чертами информационного общества, проблемами, возникающими в условиях информатизации (например, информационной безопасности или информационного неравенства, с особенностями современных документальных потоков), осваивают приемы и способы самостоятельного поиска информации и систематизации данных, методами аналитико-синтетической переработки информации и т.п. Таким образом, формируется и развивается информационная грамотность обучающихся. Безусловно, в перспективе это поможет адаптироваться будущему специалисту в меняющейся информационной среде.

В условиях высшей школы необходимо также формировать информационное мировоззрение, информационный тип мышления, что позволит обучающимся вести информационный образ жизни. Частично решить данную задачу поможет введение дополнительно ряда учебных курсов (например, "Социальная информатика"), специальных разделов в философию, культурологию, экономику, психологию и т.д. В совокупности данные знания, умения и навыки помогут перейти к системе непрерывного образования, где информационная деятельность субъекта образовательного процесса играет ведущую роль.

Hosted by uCoz