Посошенко Ю.А.

ОБУЧЕНИЕ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ: ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ И КЛУБОВ


На современном этапе развития общества, который характеризуется стремлением мирового сообщества к дальнейшей интеграции и более тесному взаимодействию, особенно актуальным становится вопрос о приобщении будущих специалистов к иностранному языку как средству межкультурного взаимодействия.

Накоплен богатый теоретический и практический опыт, позволяющий определить сущность и особенности коммуникации (Н.Д. Гальскова, Е.В. Малькова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева).

В то же время недостаточно изучен процесс взаимодействия студентов, в частности, возможности использования таких технологий обучения устному общению, которые были бы направлены на формирование у них способности к социальному взаимодействию с представителями иной лингвокультуры.

Общение есть сложный и многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, возникающих в процессе совместной деятельности людей. Главным средством осуществления этих контактов выступает язык. Полное взаимопонимание между носителями разных культур возможно лишь при усвоении речевого опыта в новом языке и приобщении к другой культуре и традициям.

Поэтому главной задачей при обучении иностранным языкам становится организация процесса таким образом, чтобы он был направлен на усвоение студентами норм поведения, общения, принятых в другой лингвокультурной среде, и на развитие таких личностных качеств, которые позволяют устанавливать положительные межличностные отношения в реальных условиях общения. Организация студенческих обществ и студенческих клубов будет способствовать созданию таких условий. В таких обществах у студентов появится возможность реального устного общения с носителями иной лингвосоциокультуры, что приводит к формированию у студентов коммуникативной компетенции. При этом развиваются такие личные качества студентов, как контактность, позитивное эмоционально-оценочное отношение к собеседникам, самостоятельность, активность. Студенты получают возможность самостоятельно планировать и реализовывать свою коммуникативно-познавательную деятельность.

Для успешной работы студенческих обществ педагогам необходимо создать условия, благоприятные для сотрудничества студентов: например, организовать учебную аудиторию под студенческое общество, распределить обязанности между студентами в соответствии с их желаниями, создать ситуации, в которых студенты будут осуществлять общение на иностранном языке, проявлять инициативу и личную заинтересованность, будут иметь возможность реализовать собственный речевой и социокультурный опыт и т.д.

Организация студенческих обществ и клубов на базе Университета является необходимым условием обучения студентов иностранному языку.

Hosted by uCoz