Пачкова В.Г.

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: "СТУДЕНТ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ"


Одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности на факультете библиотековедения, библиографии и информатики (заочное отделение) является "Совершенствование научно-исследовательской работы студентов".

Деканат, кафедры факультета рассматривают НИРС как единый образовательный процесс, в котором удачно сочетаются учебная и научная деятельность.

С помощью НИРС они развивают творческую самостоятельность студентов, связывая ее с научными исследованиями преподавателей и с социальным заказом библиотечно-информационных и других организаций.

Привлечение студентов к учебно-научной деятельности начинается с первого курса проведением семинаров по методике и организации НИР на факультетах. Защита курсовых и предзащита дипломных работ проводятся в рамках научной студенческой конференции по актуальным вопросам библиотечно-информационной науки и практики.

Ежегодно на факультете проводятся 2 конференции, к которым выпускаются сборники, тезисы докладов и сообщения "Библиотечная наука и практика: голоса молодых". За последние пять лет вышло 5 сборников. Студенты принимают активное участие не только в факультетских конференциях, но и практически во всех конференциях, которые проводятся в вузе, в том числе и международных, а также и вне вуза. Не обходится без участия студентов проведение научных семинаров, "Круглых столов". Ежегодно 60-70 работ студентов 1-5 курсов направляются на внутривузовский конкурс "Планета на пути к культуре мира", многие из которых рекомендуются на Всероссийский конкурс. Победители конкурсов награждаются медалями, дипломами Минобразования России, дипломами конкурсной комиссии.

С 2001/2002 учебного года на факультете проводятся исследования: "Современное состояние и перспективы развития высшего заочного библиотечного образования".

В рамках исследования разрабатывается тема: "Студент в системе научно-исследовательской деятельности в вузе". С этой целью была составлена и предложена студентам-выпускникам анкета, круг вопросов которой частично отражал организацию и содержание НИРС на факультете.

В исследовании приняли участие 156 студентов-выпускников 2002 г., заканчивающих факультет по специальности "Библиотековедение и библиография".

На вопрос: "Что дает Вам участие в НИРС на факультете?" 84% студентов ответили, что оно приносит им удовлетворение и радость открытия при решении сложных вопросов и проблем; 76% ответили, что участие укрепляет веру в свои профессиональные возможности, способствует профессиональному росту.

Развернутые ответы на данный вопрос мы получили только от 46% студентов, которые попытались на конкретных примерах объяснить, что для них значит участие в НИРС.

Навыками научного исследования владеет каждый второй из опрошенных (52%) и это явно недостаточно. 43% студентов считают, что помощь, которую они получают от научного руководителя, вполне достаточна, 22% - не вполне, остальные на вопрос не ответили. Ответ напрашивается сам: необходимо методическая и организационная помощь научным руководителям со стороны кафедр и деканата.

Уверенность в том, что знания и навыки, полученные при участии в НИРС, обязательно пригодятся в дальнейшей деятельности, высказали 63% студентов, не задумывались над этим 14% студентов, остальные не ответили.

На связь в занятиях НИРС со своей специализацией указали только 32% студентов, и это обстоятельство настораживает, поскольку тематика дипломных исследований студентов в основном совпадает со специализацией.

Нам показался так же интересным вопрос о результатах НИР каждого студента. К сожалению, мы имеем далеко не полную картину публикаций, выступлений на конференциях и даже участия в конкурсах вне вуза, поскольку студенты-заочники и их внешний научный потенциал мало учитывался.

Выяснилось, что в различного рода конференциях, "Круглых столах", научных семинарах и т.п. приняло участие 72% всех студентов; опубликовали статьи, тезисы, методические материалы и т.п. 63% студентов; участвовали в различных конкурсах (кафедральных, вузовских, Всероссийских и т.п.) 56%; дипломные работы по заявкам библиотеки других информационных центров пишут 18% студентов; в аспирантуру пожелали поступать 5% студентов.

Из 156 студентов (студенты-выпускники в основном из Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской, Тверской, Калужской, Смоленской, Тульской, Ярославской областей), принявших участие в исследовании, 83% работают по специальности, возраст от 22 до 37 лет, стаж работы от 3 до 17 лет.

Hosted by uCoz