Нгуен Тхи Донг

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ В СРВ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


В глобальном информационном обществе, библиотечное обслуживание должно искать новые пути своего развития, быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, быть максимально гибким. Это выдвигает высокие требования к профессиональной подготовке библиотечных кадров. Как оптимизировать подготовку таких специалистов? Какие новые концепции и подходы должны быть заложены в основу модернизации библиотечного образования? Эти вопросы волнуют сейчас ученых и практиков во всем мире и в нашей стране.

Подготовка библиотечно-информационных кадров СРВ проводится по двум направлениям: первичное профессиональное обучение и непрерывное образование библиотечно-информационных работников (переподготовка и повышение квалификации).

Первичное профессиональное обучение осуществляют вузы, готовящие библиотечно-информационные кадры высшей квалификации, и училища, готовящие библиотечно-информационные кадры средней квалификации.

Вузовская система подготовки библиотечно-информационных (БИ) специалистов Вьетнама включает в себя: Ханойский государственный институт культуры, Институт общественных и гуманитарных наук города Хошимина, Ханойский государственный институт общественных наук, Народный вуз "Донг До", Высшее учебное заведение культуры г. Хошимина.

Во многих провинциях организованы училища культуры и искусства, готовящие работников средней квалификации. Их выпускники очень нужны для публичных библиотек, особенно для библиотек сельской общины. Несмотря на это сейчас число училищ уменьшается из-за экономических трудностей.

В нашей стране отсутствует унификация содержания и программ обучения библиотечно-информационным дисциплинам в государственном масштабе. Каждый вуз осуществляет свою собственную программу. Поэтому бывают случаи, когда выпускники данного вуза хорошо владеют знаниями "традиционными", но плохо знают новую технологию, соответствующую требованиям модернизации библиотек.

Таким образом, выпускники далеко не всегда отвечают требованиям рынка труда. Поэтому, непрерывное образование БИ кадров играет очень большую роль.

Непрерывное образование БИ кадров в СРВ представлено следующим образом: Национальная библиотека отвечает за подготовку работников сети публичных библиотек; Национальный центр научно-технологической информации и документации отвечает за подготовку БИ специалистов сети научно-технических библиотек.

Система повышения и переподготовки квалификации действует на уровнях: местном (локальном), региональном и уровне всей страны. По содержанию программы обучения предназначены для повышения квалификации профессиональных и непрофессиональных работников библиотек, помощников библиотекаря. Главными темами являются актуальные проблемы библиотечно-информационной деятельности страны, такие, как: управление библиотечной деятельностью, использование новой техники процессах, обработки и хранения документальных ресурсов, создание баз данных, использование компьютеров, автоматизированный поиск информации, обучение иностранным языкам и другие профессиональные вопросы.

В непрерывном образовании БИ кадров страны, важную роль играют профессиональные журналы и бюллетени: "Библиотекарь"; "Информация и документация"; ежеквартальный бюллетень "New Letter" Вьетнамской Ассоциации научно-технологической информации и документации; ежемесячные электронные бюллетени библиотечных клубов и т.д.

В настоящее время, подготовка библиотечно-информационных кадров становится решающим условием дальнейшего развития библиотечного дела в СРВ. Для решения этой проблемы необходимо широко использовать передовой опыт других стран мира. А самая главная задача - перестройка учебных планов, способов и методов обучения, внедрение новой технологии в процессе обучения, управление профессиональным образовательным процессом. Положительное решение этих проблем позволит поднять библиотечно-информационное образование страны на более высокий уровень, соответствующий современным требованиям к специалистам данного профиля.

Hosted by uCoz