Нестерова Н.В.

ЛОКАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


Будущее человечества окажется в непосредственной зависимости от успехов формирования принципиально новой цивилизации, в основе которой лежит не столько экономика материального производства, сколько информатизированная экономика знаний.

Постиндустриальная информационная цивилизация продвигает человечество в новое измерение развития общества, производства, науки и культуры. Ускоряются темпы исторического времени, сокращаются расстояния, формируется всемирная информационно-коммуникационная среда. Происходит смена источников экономического роста, ведущее место занимают интеллектуальные, наукоемкие ресурсы производства, формируется новая технологическая база, повышается производительность труда. Возрастает роль культурных ценностей, потребностей и интересов. Трансформируются сами устои человеческого бытия, понимание смысла жизни.

Ориентированная на знание экономика требует, чтобы ее главный ресурс - человек был способен приобретать знания, уметь их творчески применять, участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Такого человека способна подготовить эффективная система образования, нацеленная на будущее. Поэтому императивом перехода общества в качественно новое состояние становится опережающее развитие образования, прежде всего, высшего.

Фундаментальную роль в системе высшего профессионального образования могут сыграть т. наз. локальные образовательные системы. Локальная система высшего профессионального образования представляет собой комплекс образовательных учреждений различных уровней, объединенных общими педагогическими и организационными установками и обеспечивающих обучение на основании индивидуально (локально) разработанных для данной системы педагогических и организационных подходов. Как показывает практика, на уровне образовательных комплексов, прежде всего, решаются ответственные, исторически важные, социально-значимые задачи коренной перестройки профессионального образования в XXI веке. Без максимального вовлечения такого рода систем в данный процесс любые, даже самые эффективные общегосударственные программы подъема высшей школы на уровень требований текущего столетия окажутся благими пожеланиями.

В совокупности названных систем исключительно высока роль локальных систем высшего гуманитарного образования. Возрастание значимости гуманитарного образования объясняется тем, что Россия, хотя и медленно, вступает в период постиндустриального развития. Несомненно, прогрессивное направление развития имеет и свои отрицательные стороны. Нарастающая технизация общества оттесняет на второй план духовные, культурные ценности, угрожает превратить человека в существо, "нажимающее кнопки". "Машина и техника, - писал Н.А. Бердяев, - наносят страшное поражение духовной жизни человека и, прежде всего, жизни эмоциональной, человеческим чувствам, душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации". Развитие и совершенствование гуманитарного образования - важнейшее, если не единственное, средство предотвращения сползания человечества в мир бездуховности, обезличенности, нравственной деградации. Особую злободневность оно приобретает в связи с наступлением антипедагогики, утверждающей: "...гуманизм...представляет собой мешок, в котором...гниют сваленные в кучу трупы сменяющих друг друга революционных взглядов на человека".

Локальная образовательная система обеспечивает реализацию принципа непрерывного гуманитарного образования, т.е. образования непрерывно развивающейся личности.

Структурно локальная образовательная система - Образовательный центр Н. Нестеровой, развивающийся с 1992 г., представляет собой многоуровневый образовательный комплекс, в состав которого входят: 1. Учреждения начального и среднего общего образования (детский сад, школа); 2. Учреждения среднего профессионального образования (хореографическое училище, институт благородных девиц, лицей для юношей); 3. Учреждения высшего и послевузовского профессионального образования, в основе которых лежит университет (Новый гуманитарный университет) со следующими факультетами: юридический, экономики, менеджмента, маркетинга, практической психологии, православный богословско-философский, информационных технологий, психологии, иностранных языков, рекламы, журналистики, искусствоведения, дизайна, кино и телевидения, туризма и гостиничного бизнеса и другими подразделениями: академия поэтов и философов, академия живописи, академия танца, аспирантура.

Десятилетний опыт работы Центра убеждает в значительных преимуществах данной принципиально новой формы организации образования. Как уже отмечалось, реализуется принцип непрерывного гуманитарного образования.

Сравнительно с традиционной концепцией профессиональной подготовки, оперирующей знаниями как объектами, за прошедшие годы, наряду с решением задач оптимизации и интенсификации трансляции знаний, удалось добиться развития творческого подхода студентов в оперировании знаниями, что является одним из наиболее важных требований к деятельности современного специалиста высшей квалификации. Причем это качество выпускника является его универсальной характеристикой, не зависящей от профиля будущей профессиональной деятельности. Учащиеся Центра обретают способности к самоопределению, самостоятельному и осознанному личностному росту в ситуациях выбора и творческого преодоления социальных и профессиональных стереотипов, что приобретает особенное значение для их жизненной и профессиональной судьбы.

Одна из ведущих идей функционирования локальной образовательной системы состоит в том, что учащийся любого возраста может получить образование в любом объеме без каких-либо ограничений. Преемственность между элементами системы обеспечивается непрерывным образованием на протяжении многих лет обучения по схеме: детский сад-начальная и средняя школа-училища, колледжи-университет-Центр дополнительного образования-аспирантура. Разрешается овладевать отдельными видами профессиональной деятельности, учиться на двух или более факультетах, сочетать учебу с овладением другими видами образования.

Подчеркнем, локальность не означает изоляции, местный характер учебного заведения, отчужденность от других вузов, системы образования. Это лишь новая организация получения образования для всех желающих учиться, совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Требования, предъявляемые к студентам в процессе учебы, высокие, на уровне вузовских стандартов. Обучение платное, но стоимость его умеренная, по желанию студента плату можно вносить помесячно, поквартально, за полугодие. Платность обучения не означает послаблений в требованиях преподавателей во время контроля знаний. В случае неуспеваемости пересдача зачетов и экзаменов оплачивается отдельно.

Образовательный комплекс Н. Нестеровой открыт для всех. Он следует просветительной традиции выдающихся российских университетов и учебных заведений, как Университет Шанявского, Высшие бестужевские курсы и др. В процессе обучения учитываются современные потребности общества, изменения на рынке труда специалистов с высшим образованием, где в ближайшие годы возрастет потребность не только в инженерах, специалистах в области техники и технологии, но и в высокообразованных руководителях, менеджерах, юристах, педагогах, психологах, работниках системы массовых коммуникаций.

Факультеты Университета охватывают обширный спектр гуманитарного образования в системе многоуровневой подготовки специалистов в области экономики, маркетинга, менеджмента, психологии, педагогики, рекламы, кино и телевидения, дизайна, журналистики, туризма, живописи и хореографии всего восемнадцать факультетов. В целом, различными формами обучения охвачено свыше 6000 человек. Широкий спектр перспективных направлений профессиональной подготовки специалистов взаимосвязан с интеллектуально-нравственным становлением личности, формированием профессиональных знаний, умений и навыков.
Область профессиональной подготовки специалистов в Университете Н. Нестеровой охватывает исторические, теоретические и методологические проблемы науки. Преподавание характеризуется постоянной связью с научными исследованиями, проводимыми его преподавателями. Содержание, полученные научные результаты активно внедряются в учебный процесс, становятся частью содержания всего преподавания. Это не означает, что все выпускники Университета или хотя бы большая их часть, станут учеными. Обучение на основе приобщения к науке, понимания ее сущности, целей, задач - лучшая школа творческого мышления, которое необходимо всегда и повсюду.

Основная цель высшего профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности наряду с удовлетворением потребности личности в получение соответствующего образования. Описанная локальная система комплексно решает эти задачи.

Создание локальных образовательных систем образовательных учреждений разного уровня подготовки, объединенных общими педагогическими и организационными установками, является одним из наиболее эффективных путей совершенствования и оптимизации процессов профессионального образования. Подтверждением этого вывода является высокая востребованность обществом выпускников Образовательного центра Н. Нестеровой. Практически все они уже на последнем курсе точно знают, где, в какой должности и на каких условиях они будут работать. Многие из них достигли блестящих успехов в своей карьере. При надлежащих условиях эта идея в той или другой модификации может быть реализована и другими университетами, в том числе культуры и искусства.

Hosted by uCoz