Мезенцева О.П.

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ": ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ


В настоящее время в нашей стране осуществляется широкая модернизация системы высшего образования. Все большее число вузов переходит к системе подготовки кадров в рамках бакалавриата и магистратуры, не за горами переход к единому экзамену в средних учебных заведениях, введение государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) и др. Все эти меры обусловлены объективными потребностями современной российской действительности, необходимостью включения нашей страны в общемировое информационное и образовательное пространство.

Не осталась в стороне от происходящих процессов и система высшего библиотечно-информационного образования. В начале нынешнего года утверждены новые образовательные стандарты по специальности 052700 "Библиотечно-информационная деятельность". В рамках этой специальности вузам культуры дано право присваивать выпускникам 4 квалификации: "библиотекарь-библиограф, преподаватель", "технолог автоматизированных информационных ресурсов", "референт-аналитик информационных ресурсов", "менеджер информационных ресурсов". Кроме того, утверждено направление подготовки бакалавров и магистров в нашей области, получившее название "Библиотечно-информационные ресурсы".

Коллективу библиотечно-информационного факультета МГУКИ было поручено подготовить разделы ГОСа по квалификациям "Библиотекарь- библиограф, преподаватель" и "Менеджер информационных ресурсов". В своей работе по данному направлению ведущие специалисты факультета стремились сохранить разумный баланс между накопленными опытом, традициями и новым содержанием специальности.

Каковы же возможности модернизации обучения студентов по базовой квалификации "Библиотекарь-библиограф, преподаватель"? Одна из них кроется в расширении квалификации за счет педагогической составляющей. Это позволит будущим выпускникам шире применять знания, полученные в вузе, работать не только в библиотечно-информационных учреждениях, но и при желании преподавать специальные дисциплины в колледжах и училищах культуры. Образовательный стандарт и учебные планы по специальности обогащены целым рядом соответствующих дисциплин, таких как: "Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин", "Основы педагогического мастерства" и др. Предусмотрено также прохождение студентами специальной педагогической практики на старших курсах.

Одна из реальных возможностей обновления подготовки кадров в рамках базовой квалификации - введение специализаций, отвечающих актуальным потребностям современных библиотек. Весьма перспективной является, например специализация "Информационное обеспечение области права", разработанная кафедрой библиотековедения для обеспечения высококвалифицированными специалистами центров правовой информации. В связи с острой необходимостью совершенствования подготовки школьных библиотекарей на БИФ МГУКИ разработана вся учебная документация для интересной и актуальной специализации "Организация школьных медиацентров". На стадии разработки находится еще целый ряд специализаций, например, "Социология и психология библиотечной деятельности".

Обратимся теперь к проблеме разработки стандарта по квалификации "Менеджер". На библиотечно-информационном факультете МГУКИ имеется серьезная база для подготовки специалистов этого профиля. Уже более десяти лет в рамках базовой специальности ведется обучение студентов по специализации "Управление в библиотечном деле", готовящей менеджеров высшего звена для библиотечной отрасли. На основе накопленного опыта в новом государственном стандарте были определены задачи и цели подготовки кадров по данному направлению, разработаны учебные планы и программы по подготовке менеджеров, включающие широкий круг дисциплин. Хочется отметить и некоторые проблемы, связанные с данной квалификацией. Очевидно, что наиболее удачной является подготовка управленцев из числа студентов-выпускников средних специальных учебных заведений. Следует всемерно развивать многоуровневую систему подготовки. Дальнейшее развитие квалификации возможно только при решении вопроса о номенклатуре должностей в библиотеках и о квалификационных требованиях к сотрудникам. На наш взгляд, будущее квалификации "Менеджер" самым тесным образом связано с введением нового направления подготовки кадров "Библиотечно-информационные ресурсы" и присвоением степени магистра.

Внедрение нового поколения стандартов подготовки библиотечно-информационных кадров позволит существенно расширить сферы деятельности выпускников вузов культуры, откроет перед ними новые возможности применения полученных знаний и умений, будет способствовать повышению престижа профессии.

Hosted by uCoz