Мелентьева Ю.П.

ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ


Деятельность ЮНЕСКО, как известно, направлена на решение многих задач гуманитарного характера. Важнейшей сферой ее интересов является образование. Уже в 1955г. появляется первый том "Всемирного обзора образования" (World Survey of Education), который содержал структурную и статистическую информацию о системах образования в 200 странах мира, а с 1991 г. каждые два года выходят Доклады о состоянии дел в мире в области образования (World Education Reports).

Долгое время основными направлениями в этой сфере были лишь ликвидация неграмотности, базовое образование и непрерывное образование.

Лишь сравнительно недавно (90-е годы) было сформулировано новое направление - профессиональное образование.

В 1989 г. была принята Конвенция о техническом и профессиональном образовании (к сожалению, Российская Федерация не была в числе участников переговоров). В 1998 г (в Париже) прошла Всемирная конференция по высшему образованию. В 1999 г. в Сеуле прошел Всемирный конгресс по профессиональному образованию, где были обозначены основные аспекты проблемы, многие из которых были сформулированы Международной комиссией "Образование для XXI века" в книге "Образование: скрытое сокровище" (Learning: the treasure within).

Своеобразным итогом этой деятельности стали Всемирный форум по образованию в Дакаре и принятие плана мероприятий до 2015 г.

Осмысливая документы ЮНЕСКО, посвященные проблемам высшего образования, а также программы, посвященные проблемам информации в глобальном обществе и др., принятые в последнее время, в частности, программу ЮНЕСКО "Информация для всех", нельзя не придти к выводу о том, что профессиональное образование в целом, и в России в частности, заметно модернизируется. Смысл происходящего заключается, прежде всего, в том, чтобы сблизить основные позиции, не теряя, однако, своих национальных достижений.

В известной степени эти процессы коснулись и высшего библиотечного образования. Однако представляется, что они идут недостаточно интенсивно. Многие постулаты ЮНЕСКО в отношении современного понимания гуманитарной сути статуса, миссии, функций и задач библиотеки перед пользователем отражены в учебных материалах явно недостаточно. Большинство специальных дисциплин строится только на российском материале, не показываются общемировые тенденции, не дается сравнительного анализа ситуации, не раскрывается российское библиотечное дело как неотъемлемая часть мирового.

Представляется необходимым активнее вводить в курсы библиотековедческого цикла такие темы, как "История мировой библиотеки" (аналогично "Истории мировой литературы"), где бы не просто описывалась ситуация в разных странах, как это сейчас делается в курсе "Зарубежное библиотековедение", но рассматривалась бы библиотечная культура как целостное явление мирового масштаба.

Актуальными сегодня становятся темы "Библиотека как гарант свободы развития личности"; "Роль библиотеки в стабилизации общества"; "Формы сотрудничества библиотек и неправительственных организаций"; "Роль библиотек в формировании глобального информационного общества".

Думается, что важными для будущих библиотечных специалистов будут такие темы, как "Этические и правовые аспекты использования киберпространства в условиях библиотек", "Проблемы соблюдения авторских прав в условиях библиотечного обслуживания пользователей" и др.

Изучение материалов ЮНЕСКО приводит также к мысли о том, что сегодня будущего специалиста надо готовить к пониманию того, что социальный аспект деятельности библиотекаря заметно усиливается.

Во многих программах и мероприятиях ЮНЕСКО, посвященных, например, проблемам ликвидации неграмотности, применению информационных технологий в образовании, инфоэтике, формированию культуры мира "в умах людей" (ненасилию), сохранению культурного многообразия, повышению качества образования и т.п., прямо или косвенно говорится о роли книги, библиотеки, библиотекаря в смягчении нравов, создании более гуманной среды обитания и т.д.

Особенно может быть важна роль библиотеки, библиотекаря в конфликтогенных регионах, т.е. в регионах, городах с многочисленными национальными диаспорами, в местах массового проживания вынужденных мигрантов и т.д. В этих условиях очень важное значение приобретает подготовка "миростроительных" кадров, умеющих правильно взаимодействовать при возникновении конфликтных ситуаций. К таким кадрам относят, прежде всего, административных работников, преподавателей, журналистов, активистов общественных организаций, т.е. тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми; к этим категориям может быть добавлен и библиотекарь.

Думается, что на основе разработанных ЮНЕСКО рекомендаций по данному вопросу возможно создание новых библиотечных специализаций, направленных на подготовку будущих специалистов к выполнению своей социальной роли. Примером такой специализации может быть "библиотекарь-этнопсихолог".

Потребность в специалистах такого рода сейчас очень велика не только на "национальных окраинах" России, но и в ее обеих столицах, где весьма высоко социальное напряжение и нередки столкновения на межэтнической почве, особенно среди молодежи, что чрезвычайно опасно.

Конечно, студентам необходимо дать знание и о таких инициативах ЮНЕСКО как "Год книги (1972); " Всемирный конгресс книги" (1982) и принятое тогда же Обращение к "Сообществу читателей"; о "Всемирном десятилетии культуры" (1988), о проекте "Библиотеки и музеи"(1988.), который посвящен проектированию библиотеки в Александрии (Египет), о программе "Память мира", о Международном годе культуры мира (2000г) и др.

Очень важно, чтобы будущие специалисты знали международные документы, которые определяют развитие библиотечного дела во всем мире, видели бы общие тенденции в его развитии.

Только тогда можно будет говорить о том, что и профессиональное библиотечное образование в России входит в общемировое русло.

Hosted by uCoz