Матвиенко О.В.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИБЛИОТЕКА:
ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Современные взгляды на образование как на структуроформирующую силу общества, как механизм развития и повышения его интеллектуального потенциала, требуют рассмотрения взаимосвязей между образованием, культурой и процессами информатизации общества.

Методологической основой изучения их взаимосвязей и взаимодействия является философия образования, которая выступает своеобразным "каналом связи" между основными установками, целями, ценностями образования и воспитания и их концептуально-теоретическим анализом в психологии, педагогике, культурологии, социологии и других науках.
Аксиологией современного образования является утверждение гуманистической модели воспитания, предусматривающей создание условий для саморазвития личности, ее внутреннего мира.

В работах украинских исследователей проблем философии образования (В.Г.Кремень, В.Г.Андрущенко М.И.Михальченко и др.) отмечается, что с точки зрения философии, образование является трансформацией "духа эпохи" в структуру сознания, в мировоззрение, духовный мир, культуру и общее естество личности, акцентируется внимание на необходимости дополнения теории и практики личностно-ориентированного обучения положениями гуманистически направленной концепции "диалога культур", подчеркивается, что моделью образовательного процесса выступает культурологически ориентированный обучающий диалог как механизм психического развития человека, что "... достигается привлечением учеников к свободному диалогу с историческими культурами, объективизированными в оригинальных текстах их творцов, поскольку каждая культура - прежде всего, мировоззренческая система понимания мира и человека". Обеспечение такой модели образовательного процесса возможно на основе осознания сути библиотеки как "памяти человечества", ее гуманистической миссии. Следствием такого осознания является необходимость воспитания системой образования, ответственной за трансляцию культурного наследия человечества, "культуры чтения", "привычки" пользоваться библиотекой в ответ на кризис культуры, на общий духовный кризис на стыке тысячелетий.

Рассматривая вопросы взаимодействия философии образования и социокультурной теории, М.И.Михальченко отмечает, что философская интерпретация образования и культуры состоит в том, чтобы осознать процесс становления и развития способности человека преобразовывать мир из внешнего для него мира во внутренний мир образованности и культуры через язык, систему образования, т.е. через осознание всеобщего.

Термин "диалог культур" применим и к рассмотрению такого феномена, как сосуществование в современной культурно-образовательной среде двух культур, существенно отличающихся друг от друга - гуманитарной и технократической. На пересечении их взаимодействия все острее ощущается влияние производной этих культур - информационной культуры общества и личности.

Учеными обращается внимание на то, что доминирующие общецивилизационные тенденции свидетельствуют об усиливающемся взаимопроникновении и объединении технологических и гуманитарных принципов, стереотипов и механизмов мироусвоения и жизнеотражения. На практике наблюдается противоречие человека с новой информационной средой, обусловленное быстрым возрастанием потоков информации, психологическими проблемами ее усвоения, технологическими особенностями доступа.

Расширение и укрепление теоретической базы библиотековедения, как отмечает А.С.Чачко, акцентирует внимание на новом содержании педагогической составляющей библиотековедения - человеческом измерении в новых условиях. Анализ публикаций, посвященных информатизации образования, созданию единой информационной образовательной среды открытого образования, разработке проектов "Информационная школа", исследованию проблем создания информационной инфраструктуры высших учебных заведений, позволил выявить крайне негативную тенденцию: в предлагаемых концепциях и проектах информатизации учебных заведений практически не очерчена роль библиотеки ни в культурно-просветительной, ни в информационно-методической деятельности, ни во внедрении активных методов самообучения. В этом контексте необходимым является обращение к роли библиотеки как к культурно-образовательному социальному институту, в частности, к определению ее роли в системе современного образования на основе соотношения ее базовых ценностей и современных технологических условий.

Существенным резервом повышения эффективности обучения и качества образования является организация развивающей среды, создание условий, факторов, конкретных объектов, находящихся во взаимосвязи и включенных в контекст развития обучающихся. Информатизация образования как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами обучения и технологией, создавая оптимальные условия для организации развивающей среды, вместе с тем требует внимания ко многим проблемам, пути решения которых находятся в сфере библиотечно-информационной деятельности. К таким проблемам можно отнести способность обучающихся ориентироваться в ставших доступными огромных объемах информации, в видах доступа к ней, умение организовывать ее поиск. Решение этих проблем для учащихся облегчается помощью профессионалов-специалистов библиотечно-информационной сферы, умеющих систематизировать информацию и осуществлять информационно-консультативную деятельность в этой сфере. Актуальным становится "менеджмент знаний", под которым (в деятельности библиотек) будем понимать инновационную деятельность, направленную на постоянный поиск новых, более эффективных способов организации получения информации и знаний, на создание материальных и социальных предпосылок для эффективного доступа к информации и обеспечения информационно-коммуникационных процессов, на активизацию и развитие имеющихся информационных ресурсов и форм их рационального использования.

Итак, в контексте новой философии образования, учитывая процессы информатизации образования, приведем наше понимание роли библиотеки учебного заведения в учебно-воспитательном процессе в условиях информатизации образования.

Библиотека "информатизированного" учебного заведения - это современный тип библиотеки, культурно-информационный, методический, коммуникативный центр духовности, образования, воспитания с развитой информационно-технологической архитектурой учебно-познавательного пространства, направленной на обеспечение активных методов самообучения на основе информационной модели организации ученого процесса и дидактических принципов когнитивности обучения.

Hosted by uCoz