Макарова И.И.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО УГЛУБЛЕНИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
(На материале курса "Библиотечный менеджмент")
Вводимые с 2002-2003 учебного года государственные экзамены на библиотечно-информационном факультете МГУКИ по дисциплинам библиотечно-библиографических курсов призваны выявить уровень знаний, умений и навыков, определить причины пробелов у студентов-выпускников, наметить пути их преодоления и разработать стратегические направления обучения студентов в будущем.
Курс "Библиотечный менеджмент" представлен в вопросах к госэкзамену четырьмя комплексными вопросами, раскрывающими теоретические основы библиотечного менеджмента, его современные концепции, основные понятия, категории и возможности использования в управлении библиотекой, правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности, разновидности управленческих структур и экономический аспект деятельности российских библиотек.
Предложенные вопросы курса получили также методическое оснащение в рамках "Программы государственного итогового междисциплинарного экзамена" по специальности 05.27.00 "Библиотековедение и библиография".
К подготовке к выпускному экзамену следует подходить вдумчиво, используя все возможности и средства учебного процесса, активизируя студентов на углубление профессиональных знаний.
Перед нами стоит задача не "натаскивать" студентов перед государственными экзаменами с целью показать высокие результаты учебы, а подготовить полноценного специалиста библиотечно-информационной сферы.
Обучение студентов 2002 - 2003 г. выпуска и прочитанные нами лекции по курсу "Библиотечный менеджмент" на заочном и вечернем отделениях БИФ к госэкзамену позволили сделать несколько предварительных выводов.
Наиболее благоприятная ситуация с освоением курса сложилась на вечернем отделении, поскольку учебным планом предусмотрено достаточное количество аудиторных часов и занятий. Другая ситуация складывается на заочном отделении, когда выделенных часов явно недостаточно на полноценное овладение названным курсом.
Необходимо учитывать и то, что не все студенты-выпускники работают по избранной специальности, а значит, у них нет производственного опыта, знаний и умений, которые дает практика.
Связать воедино и закрепить знания, полученные в ходе изучения курса "Библиотечный менеджмент" с практикой работы отечественных библиотек, поможет производственная практика, которая недавно введена на вечернем и заочном отделениях БИФ. Предполагается подготовить в ближайшее время для студентов заочного отделения новые практические задания по курсу, тесно связанные с производственной практикой.
Следует также расширить тематику научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых и дипломных работ) по курсу "Библиотечный менеджмент" в соответствии с перечнем вопросов к государственному экзамену.
Эти и другие средства и методы дальнейшего обучения студентов позволят глубже освоить профессию и подготовить высококвалифицированного специалиста для отечественных библиотечно-информационных учреждений.