Ломшина Е.Н, Булычева А.А.

РОЛЬ ЭТНОЭТИКИ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА


В радикально изменяющемся современном обществе все более отчетливо проявляется тенденция самосознания, самоидентификации и самоутверждения. В поле притяжения оказываются как индивиды, так и целые народы. Изучение нравственной культуры этносов, выяснение соотношения моральных универсалий и национально-специфических нравственных представлений и норм, особенностей преломления в них общечеловеческих моральных требований, определения роли этноэтики в системе нравственного воспитания представляется особо актуальным и значимым.

Во-первых, рост этнического самосознания, активизация процессов национального возрождения народов России, проблемы межнациональных отношений остро ставят вопросы о выборе ценностных ориентаций, что в свою очередь требует расширения проблемного поля этических исследований в области этноморали, наряду со всем комплексом этнологических наук - этнографии, этнополитики, этнопсихологии, этноэкономики, этнопедагогики, этнофилософии. Нравственная культура как существенный элемент духовной жизни общества становится объектом насущной потребности социального обновления России.

Во-вторых, определив этнос субъектом морали, этика призвана вникать в системы моральных ценностей каждого народа, в их взаимоотношения с культурными универсалиями, с моралью других народов. До недавнего времени внимание этики уделялось личности и классу как субъектам морали. Но такой подход, как показывает время, явно не достаточен. Весь мир нравственных отношений должен быть дополнен нравственными отношениями как внутри этноса, так и между этносами.

В-третьих, в условиях кризиса нравственного сознания необходимо изменение этических норм и ценностных представлений, определяющих место и роль человека в мире. Разработка ценностного содержания нравственной культуры может служить методологическим основанием общественной моральной ориентации, определения направлений в современной воспитательной системе.

Требования к общепрофессиональной подготовке студентов в настоящее время обусловливаются формирующейся новой системой образования, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей личности обучаемого. При этом особое внимание уделяется развитию у студентов наряду с профессиональными качествами нравственности, формированию общечеловеческих ценностей и т.п.

Одним из существенных факторов совершенствования современного российского образования является повышение роли этнокультурного компонента образовательного процесса. Роль этноэтики как в общекультурной, так и профессиональной подготовке будущих специалистов не подлежит сомнению, согласно ГОС ВПО второго поколения этика как учебный предмет и этноэтика как отрасль этического знания не включены в перечень дисциплин федерального и регионального компонента. Несмотря на это на факультете национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева используются имеющиеся возможности компенсации этого недостатка. УМО факультета включило курс этноэтики в блок дисциплин регионально-национального компонента, курсов по выбору, а также в число факультативных дисциплин. На отделении "Библиотековедение и библиография" данный курс составляет 54 часа. Такой подход не случаен, так как изучение нравственной культуры этносов играет важную роль в нравственном воспитании. В содержании курса большое внимание уделяется изучению разных типов моральной культуры, в рамках которых формируются этнокультурные ценности, дающие конкретное содержание моральным нормам и императивам. Нравственная культура как предмет этноэтики может быть представлена через систему ценностных отношений ко времени, пространству, человеческим качествам и позициям, фундаментальным связям между людьми и выражающим их символам.

Система моральных ценностей у каждого народа включает набор универсальных общечеловеческих ценностей, однако иерархия ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в том или ином обществе, как правило, имеет свои особенности. Поэтому при изучении курса этноэтики очень важно обратить внимание на выявление акцентировки основных ценностей в рамках целостной культуры. Очень важно избегать абсолютизации и идеализации нравственных норм и представлений какого-либо этноса, так как своеобразие нравственной культуры определяется не существованием каких-то уникальных, неведомых другим этносам моральных ценностей, а особой акцентировкой некоторых ценностей и различной степенью ценностной наполняемости. В свою очередь, это предполагает исключение существующих мнений о моральном превосходстве того или иного этноса, что и предполагает последовательную толерантность к различным ценностным мирам.

Изучение соотношения культурных миров и моральных универсалий, возникновения нравственных ценностей, особенностей их возникновения и развития, механизмов передачи от одного поколения к другому важен для определения направлений в системе нравственного воспитания.

Этноэтика, изучая своеобразие моральных идеалов, обычаев и нравов, доминирующих в культуре отдельного народа, углубляет представление об этносфере общества в целом, способствует формированию нового образа аксеобытия людей, поэтому так велика ее роль в культуре и системе нравственного воспитания.

Hosted by uCoz