Леончиков В.Е.

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Ученые и педагоги сформулировали понятие непрерывности образования как "образование, которое длится всю жизнь". Непрерывное образование понимается как единый, целостный процесс, состоящий из двух основных этапов: обучение и воспитание, предшествующее трудовой деятельности (детско-юношеское образование), и последующее образование взрослых. Последнее построено на чередовании периодов учебы в специально созданных учреждениях, общественно-практической деятельности и самообразовании. Дидактическое основание подготовки библиотечных кадров в техникумах и вузах базируется на общих закономерностях, принципах и функциях профессионального образования. Что же касается образования на втором этапе, то оно имеет значительную специфику, требующую всестороннего анализа и разработки.

Рассматривая теоретические проблемы образования взрослых, можно выделить три основные его функции: 1) компенсаторную, связанную с предоставлением взрослому человеку возможности наверстать упущенные по каким-либо причинам общенаучные, общекультурные и профессиональные знания, умения, навыки, которыми другие их коллеги уже владеют; 2) адаптирующую - приспособление специалистов библиотечного дела к быстроменяющимся социально-экономическим условиям, порождающим новые информационные потребности, запросы, интересы, а также к теории и методике инновационных технологий деятельности библиотек; 3) развивающую - формирование у индивида способности активно участвовать в преобразовании существующих библиотечных реалий в соответствии с миссией библиотек.

Организационные основы непрерывного образования строятся на шести взаимосвязанных принципах: а) непрерывность, б) плановость, в) преемственность, г) плавность, д) интегративность, е) самообразование. В основу содержания непрерывного образования на второй его стадии, на наш взгляд, должен быть положен принцип информированности, который предполагает, что образование определяется потребностями обучающих в знаниях и информации, необходимых для их личностно-значимых задач, т.е. образование приобретает персонифицированный, личностно-ориентирующий характер. Качество такого образования будет зависеть от возможности получения необходимой информации, ее доступности, полноты, оперативности, адекватности проблемам, решаемым обучаемыми.

К психологическим проблемам непрерывного образования относятся изменения психических функций у взрослых людей в различные периоды зрелости, развитие психических функций в период зрелости под воздействием образования межфункциональных связей в структуре интеллекта, избирательности и активности взрослого человека по отношению к источникам знания. Психические механизмы восприятия сообщения взрослым человеком также имеют свои особенности и, наконец, использование знаний в практической деятельности человека значительно шире и глубже.

К социальным проблемам непрерывного образования относится следующее: а) образование как условие повышения качества своей работы; б) образование как фактор социального развития; в) образование и развитие социальных контактов с коллегами по работе и читателями; г) образование как условия обогащения духовной жизни человека; д) образование и самосознание личности. На втором этапе непрерывного образования (образования взрослых) ведущим является создание условий для самореализации личности библиотекаря, хотя процесс самореализации продолжается.

Современные информационные технологии и телекоммуникации значительно расширили возможности библиотекаря путем самообразования приобщиться к общенаучным, общекультурным и профессиональным знаниям без помощи посредника и тем самым превратить общественное знание в личностно-значимое. Важно, кроме освоения новых информационных технологий, овладение эффективными методами обучения и познания, деятельности и мышления, стоящими на верхушке пирамиды непрерывного образования: анализа, синтеза, абстрагирования, формализации, обобщения информации, связанными с эвристическими и исследовательскими методами обучения и познания, с такими психическими состояниями творчества, как: вдохновение, интуиция, озарение. Конечной целью непрерывного образования является именно формирование таких когнитивных структур.

Hosted by uCoz