Кушнаренко Н.Н.

ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН ДОКУМЕНТОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Профессиональная подготовка документоведов в рамках специальности "Документоведение и информационная деятельность" предусматривает получение будущими специалистами комплекса разнопредметных знаний, объединенных в фундаментальные и специальные знания. Традиционная система обучения, несмотря на многочисленные реформы, не в состоянии удовлетворить требования современного общества, поскольку она предполагает наличие значительного количества учебных предметов, содержательно и методологически не согласованных между собою. Предметная разъединенность знаний является одной из причин фрагментарности профессиональной подготовки в то время, когда в мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Одним из основных путей совершенствования подготовки документоведов в вузах должна стать дидактическая интеграция предметов, которая, базируясь на специфических принципах, одновременно остается гомоморфной интеграционным процессам между самими науками. Дидактическая интеграция учебных дисциплин может осуществляться на трех уровнях. Первый уровень - это интеграционное взаимодействие на уровне редукции. Этот тип междисциплинарной интеграции в учебном процессе получил свое воплощение в межпредметных связях. Второй уровень дидактической интеграции - это синтез взаимодействующих наук на основе одной из них (базовой). Третий уровень дидактической интеграции - формирование новой учебной дисциплины, имеющей интеграционный характер и собственный предмет изучения.

Интеграция знаний предусматривает несколько этапов формирования содержания образования. 1. Разработка понятийного аппарата содержания образования (в частности, в контексте интеграции знаний и умений). 2. Классификация существующих учебных курсов как основных единиц содержания образования по их существенным признакам. 3. Выявление взаимосвязей между различными классификациями. На основе проведенного на первых трех этапах анализа возможен четвертый, определяющий этап: построение качественно новых классов образования - разноцикловых комплексов. Интеграционный курс рассматривается в данной системе двояко. С одной стороны, он сам по себе является интегративным образованием, а с другой, - элементом интеграции того или иного комплекса. Таким образом, формирование теоретических основ построения интегративных курсов требует, прежде всего, создания понятийного аппарата теории, классификации и анализа существующих и возможных видов курсов (в частности, интегрированных курсов) и их видов (бипарных, межпредметных, тематических, полипредметных курсов и т.п.).

Каждая учебная дисциплина может рассматриваться с двух точек зрения: как продукт развития той или иной отрасли знания и как процесс научной деятельности, научного мышления. Логика построения интеграции знаний в этих случаях должна быть разной. Существующие курсы можно разделить на три группы: а) учебный курс состоит из отдельных тем, не имеющих логической связи; б) курс с объединением знаний вокруг какого-либо понятия или идеи; в) курсы прикладного характера. В основе научной классификации интеграции знаний, на наш взгляд, должны лежать общенаучные критерии и закономерности.

В основу интегрированного курса можно положить определенные признаки: уровни интеграции, указывающие на степень изменения интегрированного содержания; интегративные факторы, обеспечивающие процесс интеграции (сложные объекты исследования, методы познания и др.); типы интеграции, выделяемые в зависимости от характера интегрирующих факторов; виды интеграции, отличающие внутреннюю и внешнюю, горизонтальную и вертикальную интеграцию; масштаб интеграции, характеризующих ее с количественной стороны; приемы интеграции как логические операции, приводящие к взаимодействию разнородных элементов процесса обучения; способы интеграции, описывающие основную совокупность дидактических действий, ориентированных на развитие той или иной формы интеграции.

Если в основу деления понятия "интегрированный курс" положено количество элементов, которые интегрируются, можно выделить три группы курсов: 1. Монокурсы, содержание которых формируется на основе одной отрасли знаний или конкретной науки. 2. Бипарные курсы, базирующиеся на двух учебных курсах. 3. Полипредметные курсы, объединяющие не менее чем три монокурса, формирующиеся на основе множества признаков (объединения близких по содержанию учебных предметов, объединение знаний о том или ином объекте или процессе). Курсы каждой группы могут иметь разный уровень интеграции. Таким образом, значительное число закономерностей, принципов и характеристик интегративных процессов в образовании можно определить через закон дидактической интеграции. Следующими этапами развития содержания документоведческого образования является формирование интегративных комплексов, содержащих систему монокурсов и поликурсов разного уровня интеграции.

Hosted by uCoz