Клепикова М.М.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА


Достижение экологической безопасности в нашей стране во многом зависит от той стратегии культурного и экономического развития, которую будет реализовывать общество и государство. Вхождение России в мировое информационное пространство предполагает разработку и осуществление адекватной национальной экологической политики, обеспечивающей экологическую безопасность в процессе внедрения новейших информационных технологий. Это, прежде всего, касается экологизации непрерывного образования, в процессе которого необходимо решать задачу - охранять природу не от человека, а для человека. Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Ведущая роль в этом процессе отводится библиотекам.

Библиотеки, обладающие уникальными возможностями приобщения к информационным ресурсам, за последние годы накопили значительный опыт в экологическом просвещении и воспитании у населения экологического сознания и культуры.

В системе подготовки специалистов с высшим библиотечным образованием особое место занимает заочная форма, наиболее приближенная к современной практике и являющаяся составной частью непрерывного образования и повышения профессиональной квалификации. Студенты, обучающиеся без отрыва от производства, наиболее адаптированы к восприятию новых направлений распространения информации о проблемах экологии, безопасности жизнедеятельности, поскольку многие из них являются непосредственными участниками процесса экологического просвещения, продиктованного реалиями времени.

В структуре учебных планов содержатся дисциплины социально-гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов, дающие обучающимся основательные фундаментальные знания. В учебных программах дисциплин каждого цикла заложены для изучения экологические аспекты. Важную роль в формировании экологического мировоззрения студентов играют курсы "Современные концепции естествознания", "Безопасность жизнедеятельности". В дополнение к ним предусматривается система дисциплин и курсов по выбору, обеспечивающая динамизм отражения современных научных достижений в области экологической безопасности, в оздоровлении окружающей среды.

В системе специальных библиотечно-библиографических дисциплин вопросы экологического содержания находят не только теоретическое, но практическое звучание. Это имеет место, прежде всего, в курсах "Библиотечные фонды", "Обслуживание читателей", Библиография естественнонаучной литературы", "Библиография технических наук", "Библиография детской и юношеской литературы" и др.

Тематика курсовых и дипломных работ нацелена на широкое участие студентов-заочников в пропаганде экологических знаний. Некоторые дипломные работы выпускников выполнены в помощь практическим учреждениям или на материалах конкретных библиотек (например, "Формирование базы данных по безопасности инженерных систем", "Охрана окружающей среды: Библиогр. указатель литературы" и др.).

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", определивший стратегическую задачу всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания стал важным ориентиром для библиотек различных типов в их практической деятельности. С 1995 г. в стране проводится Всероссийский смотр-конкурс, благодаря которому деятельность библиотек по экологическому просвещению получила новое развитие. Ежегодно в смотре-конкурсе принимают участие 15-20 тыс. библиотек, в которых работают и студенты-заочники МГУКИ. Смотр-конкурс позволил провести глубокий анализ деятельности библиотек по экологическому просвещению, выявить и распространить лучший опыт, активизировать деятельность библиотек к решению экологических проблем, помог природоохранным службам найти хороших помощников и союзников в деле распространения экологической информации, экологических знаний, помог системе образования полнее оценить и использовать возможности библиотек для осуществления экологической пропаганды и образования.

Большинство студентов-заочников работает в библиотеках, которые активно в настоящее время участвуют в системе непрерывного экологического образования и непосредственно во Всероссийском смотре-конкурсе. Некоторые студенты выполняют курсовые и дипломные работы как социальный заказ от библиотек и других учреждений по данной проблематике.

Взаимодействие теоретического обучения и практической деятельности библиотечных работников, получающих высшее образование без отрыва от производства, позволяет творчески, на научной основе участвовать в формировании системы всеобщего непрерывного экологического образования в России, в оздоровлении окружающей среды, в возрождении природы.

Hosted by uCoz