Клепикова М.М.

НОВЫЙ ЭТАП В РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ КОНЦЕПЦИИ
ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В современных условиях трансформации и перехода страны к новому государственно-политическому и социально-экономическому устройству, основанному на демократии и рыночных отношениях в различных сферах деятельности, важнейшей задачей высшей школы является подготовка специалистов, вооруженных такими фундаментальными и прикладными знаниями, которые необходимы им не только сейчас, но и потребуются в будущем.

Совершенствование высшего библиотечного образования в условиях социально-экономических и культурных перемен, информатизации общества, вхождения в мировое "информационное пространство", развития глобальных компьютерных сетей непосредственно связано с реализацией разработанной по инициативе главы государства и одобренной Правительством Российской Федерации, Концепции модернизации образования на период до 2010 г., направленной на улучшение качества подготовки специалистов, повышение социальной и экономической эффективности высшего образования.

На протяжении последних лет эта проблема является важнейшей заботой ученых, исследователей и практиков в области библиотековедения, библиографии, документоведения и информатики.

Произошли существенные изменения в содержательной подготовке студентов по специальности "Библиотековедение и библиография". Впервые разработанные государственные образовательные стандарты определили новую структуру учебных планов. В них особое место занимают дисциплины общенаучного и общепрофессионального циклов, являющихся фундаментом гуманитарного университетского образования. Вместе с тем широко представлены основополагающие курсы специального блока, дающие глубокие знания по теории, истории и методике библиотечно-библиографической деятельности. Введены в учебные планы такие дисциплины, как: "Библиотечный менеджмент", Библиографический маркетинг", "Интернет и Интранет технологии" Государственный общеобразовательный стандарт переносит акцент на специализации, закрепляя лишь одну квалификацию "библиотекарь-библиограф".

По заочной форме, как наиболее приближенной к современным социально-культурным реалиям и чутко реагирующей на потребности практики, на факультете библиотековедения, библиографии и информатики МГУКИ в настоящее время в соответствии с государственным образовательным стандартом ведется обучение по целому ряду специализаций: "Информационное обеспечение гуманитарных наук", "Информационное обеспечение естествознания и техники", "Информационное обеспечение в области права", "Организация патентной информации", "Управление в библиотечном деле", "Книжно-информационная деятельность", "Компьютерные технологии библиотечно-информационных систем", "Управление в сфере библиотечной и внешкольной работы", "Социология и психология детского чтения". Однако студенты-заочники, имея возможность широкого выбора специализации, не удовлетворены присваиваемой им по специальности "Библиотековедение и библиография" единственной квалификации "Библиотекарь-библиограф", установленной государственным образовательным стандартом.

Дальнейшее совершенствование высшего библиотечного образования будет связано с новым государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 052700 "Библиотечно-информационная деятельность", утвержденным в 2003 г., который вводится в действие с 2003-2004 учебного года.

Впервые в нем изменено название специальности в связи с давно расширившейся сферой деятельности библиотек. Специальность 052700-Библиотечно-информационная деятельность утверждена 24.01.02 г. Министерством образования Российской Федерации. Новый ГОС вновь переносит основной акцент на квалификации, в пределах которых возможна специализация по отдельным направлениям.

В рамках специальности "Библиотечно-информационная деятельность" в зависимости от блока специальных дисциплин предусматриваются следующие квалификации выпускников: 1. Библиотекарь-библиограф, преподаватель, 2. Технолог автоматизированных информационных ресурсов, 3. Референт-аналитик информационных ресурсов, 4. Менеджер информационных ресурсов.
Большим достижением разработчиков ГОСа является расширение традиционной квалификации "Библиотекарь-библиограф" за счет дополнения "преподаватель". Выпускники данной квалификации получат знания и педагогические навыки для преподавательской деятельности по специальным дисциплинам в средних профессиональных учебных заведениях по профилю специальности.

Кроме того, это очень важно для студентов-заочников, работающих в детских и школьных библиотеках, деятельность которых носит ярко выраженный педагогический характер. В блок специальных дисциплин данной квалификации введены такие курсы: "Методика преподавания библиотечно-библиографических дисциплин", "Основы педагогического мастерства".

В новом государственном образовательном стандарте четко сформулированы квалификационные характеристики и общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускников по данной специальности, приведены требования к уровню подготовки выпускника.

В соответствии с государственным образовательным стандартом нового поколения разработаны новые типовые учебные планы, по которым начнется новый этап подготовки высококвалифицированных специалистов для социально-культурной сферы нашей страны.

Hosted by uCoz