Казаринова И.Н.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ


Принципы развития, саморазвития, самоорганизации, саморегуляции являются основными принципами развивающего обучения в XXI в. Для современного библиотечного специалиста научно-исследовательская деятельность давно уже стала обычной повседневной работой. Поэтому подготовка высококвалифицированного профессионала в области библиотечного дела немыслима без качественной методологической подготовки. В XX в. методология библиотековедения значительно опередила другие гуманитарные науки как в четком определении методологических принципов проведения библиотечных исследований, так и в богатом арсенале научных методов. Курс "Методология и методика библиотечной отрасли" является базовым для всех отделений. Качество освоения этого курса студентами особенно ярко проявляется при подготовке и защите курсовых и дипломных работ. Включение технологии интеллектуально-информационного тренинга В.А. Бородиной в процесс преподавания данной учебной дисциплины позволило повысить результативность усвоения учебного материала на практических и семинарских занятиях С 2001 учебного года данный курс читается и на вечернем отделении СПбГУКИ.

Преподавание этого курса на вечернем отделении имеет ряд особенностей. Серьезно осложняет освоение курса доминирование среди студентов-вечерников специалистов, работающих не в библиотеках. Постановка исследовательской библиотечной проблемы для этих студентов вызывает наибольшие затруднения по сравнению с теми, кто уже работает в библиотеках. Менее активны студенты и вследствие естественного утомления после рабочего дня. Кроме того, студенты, работающие в различных фирмах, зачастую не могут вовремя прийти на занятия, недополучая тем самым необходимые знания. Следующая особенность заключается в традиционно меньшем по сравнению с дневным отделением, объемом аудиторного времени, но равным объемом материала и требованием к качеству его усвоения, что и на дневном отделении. Поэтому для разработки программы курса для вечернего обучения потребовалось не только соотнести ее с соответствующей программой и современной ситуацией, но и усилить курс приемами активизирующими мыслительную деятельность на основе принципа опережающего развития. Поэтому для подготовки творческих высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем самостоятельно решать вопросы организации НИР, проведения различных исследований, самостоятельно разрабатывать программу проведения любой НИР, решать вопросы внедрения результатов конкретных исследований, прогнозирования развития библиотечной отрасли потребовалось внедрение активных технологий обучения.

Основой теоретической базы курса является концепция В.С. Крейденко в области методологии и методики библиотечных исследований. В освоении теоретического материала активность повышается за счет ориентации на триаду принципов развивающего обучения: 1) развитие впереди образования, 2) умение впереди знания 3) опережающее речевое развития впереди предметного познания, а также заданий-летучек на основе технологии интенсивного интеллектуально-информационного тренинга В.А. Бородиной. На основе этой же технологии проводятся семинарские и практические занятия. Основной акцент делается на овладение навыками научного исследования, методологию и методику с учетом новых знаний. Поэтому основные задачи учебного курса: сформировать у студентов целостное представление о науке и научных исследованиях, показать взаимосвязь и взаимообусловленность основных теоретических методологических положений НИР, обучить практическим умениям и навыкам проведения исследования, систематизировать сведения о НИР, полученные из других курсов, ориентировать на дальнейшее развитие исследовательского мастерства, саморазвитие исследовательских способностей.

Студент должен знать: основные задачи науки, ее организацию, координацию, прогнозирование, закономерности и классификацию научных исследований; общие принципы организации НИР в России; координацию НИР в нашей стране на разных уровнях; классификацию научных исследований в библиотечной отрасли; основные методологические принципы проведения НИР; основы прогнозирования НИР; методологию библиотечного исследования; традиционные и новые методы широко применяемые в библиотечных исследованиях; терминосистему НИР.

В результате освоения курса студент должен уметь: разработать программу и план проведения научного исследования; выбрать научные методы, адекватные цели, задачам, предмету, объекту и гипотезе научного исследования; уметь обрабатывать полученные эмпирические данные вручную и с применением новых электронных технологий; составить научный отчет по теме исследования; уметь внедрять полученные результаты в практику.

В результате должны быть сформированы навыки: системного и акмеологического подхода к НИР; самостоятельной постановки проблемы локального исследования, формулировки гипотезы; применять основные научные методы в своих курсовых и дипломных исследованиях (опрос, анкетирование, интервьюирование, тестирование; наблюдение, эксперимент, психолингвистические методы, моделирование, специальные библиотечные методы); применять исследовательский алгоритм для конкретного исследования.

В лекционной части курса освещается проблема организации, координации и проведения библиотечных исследований, методологические принципы научного исследования в библиотечной отрасли, классификация НИР, прогнозирование НИР, внедрение результатов в практику библиотек.

Основное внимание уделено проблеме методологии и методике библиотечных исследований, знакомству с исследовательским алгоритмом и алгоритмом создания и адаптации новых методов, с новыми научными методами, планом и программой исследования. Закрепление терминосистемы курса и общих вопросов методологии и методики научного исследования проводится по следующей схеме, состоящей из 9 заданий по технологии интенсивного интеллектуально-информационного тренинга:

1.Тренировка на карточках с названиями терминов, относящихся к разделу методологии и методики проведения исследования, а также новыми исследовательскими методами. Для этого предлагается 10 секунд на запоминание материала карточки и 1 минуту на воспроизведение в письменной форме.

2. Поиск в конспекте или учебном пособии определения терминов из предыдущего задания.

3. Кольцевая почта. Для этого создается несколько подгрупп по 5-6 человек. В каждой из подгрупп передаются карточки с определениями для запоминания и последующего воспроизведения.

4. Игра "Угадай метод". Преподаватель называет достоинства или недостатки конкретного метода, не называя сам метод. Студент должен определить и записать название этого метода.

5. Задание на восстановление перепутанных в учебных целях определениях научных методов и методологических принципов.

6. Задание на восстановление порядка слов в определении метода исследования.

7. Задание на восстановление пропущенных слов в определении.

8. Задание закончить определение. 9. Экспресс-сочинение по предложенным словам-терминам из курса, например: методология, метод, объект, предмет, гипотеза.

Hosted by uCoz