Каптерев А.И.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС -
НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В разработанной автором концепции информатизации общества в качестве предпосылок информатизации рассмотрены: а) демократизация общественной системы, б) децентрализация управления, в) электронизация производства, г) компьютеризация сфер жизни. В качестве следствий информатизации нами проанализированы: а) интеллектуализация деятельности, б) медиатизация информационного пространства; в) виртуализация коммуникаций. Интеллектуализация деятельности предполагает рост необходимости и возможности использовать более объективную, полную, точную и оперативную информацию каждым человеком в каждом акте деятельности. Медиатизация информационного пространства означает рост производства и использования информационных продуктов и услуг, сочетающих разные типы и виды информации в одном продукте или услуге. Виртуальные коммуникации в прошлом - контакты между конкретными участниками общения, иногда и разъединенными во времени. Сегодня идет дальнейшая виртуализация коммуникаций, т.е. рост возможности вступать в глобальную коммуникацию не от своего лица, когда индивидуальность участников коммуникации размывается, а иногда заменяется автором.

Все перечисленные следствия стали направлениями нашей научно-педагогической деятельности.

Разрабатывая направление "Информатизация образования", мы обосновали и реализовали на практике концепцию виртуальной образовательной среды - "МЕДИАГНОЗИС" (Модульной единой дистанционной инструментальной автоматизированной гипермедийной научно-образовательной интеллектуальной системы). Принципиальной особенностью реализуемого нами проекта является создание и использование сайта кафедры с персональными страницами преподавателей в сочетании с интерактивными мультимедийными, специально разработанными предметно-тематическими комплексами, включающими: а) мультимедийные учебники по курсам; б) мультимедийные хрестоматии; в) тестовые системы с разнообразными интерактивными тестами по различным темам курсов; г) специально отобранные "желтые страницы" - каталоги Интернет-ссылок, по всем курсам, включая аннотированную базу данных по дистанционному образованию (более 100 веб-адресов); д) набор собственных мультимедийных презентаций; е) специально разработанный и апробированный инструмент проведения телеконференций с ключевыми докладами, выступлениями студентов в прениях, системой мониторинга активности участников.

Разрабатывая направление "Виртуализация коммуникаций" мы в течение нескольких лет вели исследование "Профессиональное сознание библиотечных специалистов как социально-профессиональной группы" и обобщили его результаты в книгах "Библиотечная профессиология" (1995) и "Виртуальный мир российского библиотекаря" (М.: ИПО "Профиздат", 2001). Работая в Академии переподготовки работников искусств, культуры и туризма, мы подготовили к изданию пособие "Введение в виртуалогию: объект, предмет и методы изучения виртуального коммуникационного пространства".

Разрабатывая направление "Интеллектуализация профессиональной деятельности", мы создали авторский коллектив для издания серии книг "Интеллектуализация менеджмента", объединив специалистов из разных областей знания (философов, психологов, экономистов, педагогов), разделяющих нашу концепцию интеллектуализации информационных процессов. В данной серии, состоящей из 10 работ, в 2003 г. первым выпуском выйдет и наша книга "Интеллектуальные технологии в менеджменте профессионального развития".

Разрабатывая направление "Медиатизация информационного пространства", мы создали учебный курс "Мультимедийные технологии в культуре и образовании". В 1997 г. опубликовано учебное пособие "Введение в мультимедиа" (в соавторстве). Издано научно-практическое пособие "Мультимедиа как социокультурный феномен" (М.:Профиздат, 2002).

Разрабатывая направление "Кросскультурные коммуникации" мы организовали бизнес-образование для граждан России по магистерской программе "Международный бизнес" с обучением во Франции на английском языке, валидировали в Марсельской высшей школе менеджмента два своих курса. В этом направлении также есть важная мультимедийная составляющая: нами созданы сайты Российского экономического Интернет-журнала и Французско-российской магистерской программы "Международный бизнес".

Разрабатывая направление "Управление персоналом" мы прошли месячную стажировку в Японии по программе Международной организации труда, создали временный творческий коллектив и выполнили заказ корпорации "АЛРОСА" на разработку концепции управления персоналом. Презентация итогового отчета по НИР в г. Мирном в форме мультимедийной презентации стала важным дополнением проведенной работы.
Таким образом, использование мультимедийных технологий стало сегодня непременным условием как образовательной, так и научно-практической деятельности. Расширяющиеся возможности Интернет-технологий и дистанционного образования еще более повышают значимость изучаемых нами направлений.

Hosted by uCoz