Яценко Л.В.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


Целью гуманитарного образования является образование человека как личности, развитие его духовных сил, способностей, воспитание морально ответственным и социально приспособленным человеком.

Изучение иностранного языка может сыграть особую роль в формировании личности учащихся. Возможности иностранного языка в решении актуальных задач современного общества в области воспитания подрастающего поколения трудно переоценить.

В процессе изучения иностранного языка происходит овладение иноязычной культурой, т.е. совокупностью духовных ценностей, накопленных в процессе цивилизации народом страны изучаемого языка. Знакомство учащихся с бытом, культурой, искусством и научными достижениями других стран и народов происходит путем изучения языкового материала, который представляет собой особую ценность для обучаемого.

Кроме того, осуществляется диалог двух культур - иностранной и родной. Это очень важно, так как формирование человека духовного, человека культуры происходит благодаря диалогу культур.

Воспитательный потенциал занятий по иностранному языку велик. Он зависит от культуроведческих материалов, используемых на уроке иностранного языка. Этот материал включает в себя общенациональные ценности, например, Россия как ценность. Это позволяет воспитывать чувство патриотизма как потребности и способности к деятельной любви к своей Родине.

Включение общечеловеческих ценностей позволяет воспитывать убежденность в приоритетности общечеловеческих ценностей, в формировании потребностей к критическому мышлению.

Рассматривая на уроке иностранного языка жизнь (природу, жизнь человека и человеческой цивилизации) как ценность, учитель способствует формированию гуманитарного мировоззрения, способности к решению проблем, связанных с выживанием, милосердием, преодолением кризисов цивилизации, сохранением природной среды.

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. Предмет "иностранный язык" в силу своей специфики обладает в этом аспекте гораздо большими возможностями, чем другие предметы. Интернационалист - это человек, который, в какой-то мере владея языком, культурой другого народа, использует его на благо обоих народов, для укрепления международных связей.
Изучение мировой культуры как ценности позволяет воспитать дух интернационализма, чувство сопричастности к мировой истории, памятникам литературы и искусства, философии и науке, воспитывается потребность к приобщению к мировой культуре.

Говоря о свободе и правах личности как ценности, учитель формирует потребность и способность совершать социальный выбор, воспитывается правовое сознание и сознание собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству других людей.

Уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества. Высокий уровень иноязычной грамотности приводит к увеличению интеллектуального и нравственного потенциала общества, так как открывается доступ к общечеловеческим ценностям мировой культуры. Каждый человек, владеющий иностранным языком, в какой-то мере увеличивает культурный потенциал страны.

Рассматривая проблемы общения и сотрудничества (в том числе межнациональное, кросскультурное) как ценность, мы формируем потребности и способности понимать чужие точки зрения на социальные и гуманитарные проблемы, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений.
Всё сказанное выше говорит о том, что иностранный язык обладает огромными возможностями для осуществления воспитания учащихся.

Hosted by uCoz