Головко А.Г.

СОЗДАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПУБЛИКАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН


Процесс компьютеризации любой дисциплины требует создания качественно подготовленного инструктивного пособия для освоения потребителями технологии и сути самого перевода на машинный язык всего или необходимых частей такой дисциплины. В этой связи многие разработчики тратят немалое время на подготовку документации к разработанным программам и обучению специалистов работе на выпускаемых электронных продуктах. Почти каждый такой программный продукт сопровождается бумажной документацией и (или) ее электронной версией, так как наличие первой существенно ускоряет подготовку к полноценной работе.

Компьютеризация учебных дисциплин включает также создание сопроводительных документов по наладке, установке и использованию имеющихся средств в работе с готовыми программными продуктами. Полноценная электронная документация позволяет сделать также ее бумажный вариант, однако не каждый программный продукт пригоден для такой трудоемкой работы.

Современные системы компьютерной верстки имеют многофункциональное назначение и позволяют создавать как простую документацию, так и сложнейшие варианты книг, брошюр, газет; свободно переносить собранный макет на другие платформы, публиковать в Интернет. Эти особенности весьма полезны для свободного применения материала как в учебной работе, так и для серьезных научных изысканий.

Отличие таких программ как Quark Xpress 5, Indesign 2.0 от более ранних версий состоит в умении работать с популярными Интернет-форматами (HTML, SVG, PDF), прекрасной работе с таблицами, поддержке практически любых графических форматов. В элементарности использования указанные программы уступают более простым системам, типа PageMaker 6 (6.5,7), но имеют несколько весьма важных преимуществ, необходимых для создания не только бумажных версий документации. В частности, более гибкие инструменты в разметке страниц, более широкий спектр поддерживаемых форматов данных позволяют готовить учебный материал одновременно как для печати, так и для публикации в Интернет. Освоение этих программных пакетов открывает новые возможности в подготовке документов и является дальнейшим логическим шагом развития верстки после обработки материала в текстовых процессорах.

Однако пока что многие потребители считают документы, набранные в Microsoft Word, последним этапом на пути "электронный текст - готовый печатный экземпляр". В действительности текстовой процессор предназначен лишь для начальной подготовки серьезных изданий и мало пригоден для печати сложных брошюр, буклетов, книг и газет. Кроме того, мощности Word не достаточно для объемных изданий, содержащих большое количество графики. Текстовые процессоры также не приспособлены для корректного перевода уже собранного документа на Интернет - платформу или другой кроссплатформенный формат, типа PDF. Общеизвестны также погрешности в их экспортных возможностях, что серьезно ограничивает круг применения таких программ.

Программа Adobe Indesign 2, напротив, позволяет подготовить полноценную публикацию к печати и создать на ее базе электронную документацию в любом современном формате. Поэтому не лишним будет напомнить ее основные функции: создание макета для последующей печати в типографии; тесная работа с популярными графическими пакетами типа CorelDRAW, Adobe Photoshop; поддержка всевозможных текстовых форматов (включая Word); работа с таблицами; разметка (верстка) страниц (документа) с широчайшим выбором оформления, стилей и т.д.; работа с векторной графикой внутри документа; экспорт во многие форматы; прямая публикация документа в Интернет.

Учитывая ориентированность этой программы на подготовленных пользователей, следует напомнить об элементарных правилах формирования любой справочной литературы, так как в конечном итоге любая программа - лишь инструмент в руках специалиста и грамотно разработанная документация является залогом его эффективной работы.

Hosted by uCoz