Гамс-Щукина О.Э.

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В КЛАССАХ С ЕСТЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ


Интеграционные процессы между Россией, США и странами Европы привели к необходимости установления определённых уровней владения тем или иным иностранным языком. Для решения многих социально-языковых проблем ещё в 70-е гг. в государствах Совета Европы стал устанавливаться, а затем совершенствоваться так называемый "пороговый уровень", минимально необходимый для повседневного общения - однотипный уровень, называемый Threshold level.

Наряду с этим возникает необходимость дифференцированного, профессионально ориентированного процесса обучения иностранному языку в старших классах, чтобы дать учащимся возможность ориентироваться в потоке интересующей их информации, т.е. иностранный язык должен уже играть роль средства получения информации, а не быть самоцелью.

В связи с этим написание и издание учебных пособий для профильного обучения английскому языку, удовлетворяющих современным требованиям, а также, учитывая их отсутствие в фондах школьных библиотек, представляется особенно актуальным.

Высокие темпы научно-технического прогресса требуют создания основ будущей профессиональной деятельности выпускника средней школы. В этой связи комплексная цель воспитания, образования и развития личности ученика в процессе овладения им основами иноязычной речевой деятельности конкретизируется в данном курсе следующим образом: подготовка школьников к участию в межкультурном общении на английском языке с учётом их интересов и будущей профессиональной деятельности; экологическое воспитание. Так как иностранный язык будет находиться в сфере профессиональных интересов школьников, он станет действующим фактором мотивации учения.

Возможность познакомиться с аутентичными текстами, тематически связанными с будущей профессиональной деятельностью учащихся, позволит наиболее полно ощутить реалии иностранного языка.

Учебное пособие предназначено для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к предметам естественного цикла. Книга содержит неадаптированные тексты из оригинальных источников.

Одной из особенностей данного курса является то, что иностранный язык используется как средство получения новой информации, связанной с предметами естественного цикла. Курс естественного направления строится с учётом межпредметных связей, а также знаний учащихся по биологии, химии и экологии.

Среди общеучебных умений, актуальных для данного курса, следует выделить учебно-организационные (умения пользоваться различного рода справочной литературой), учебно-интеллектуальные (умения анализировать и синтезировать информацию, заключённую в тексте, аннотировать и реферировать текст, умение давать ответы на поставленные вопросы, используя полученную информацию и т.д.), учебно-информационные (умения понимать невербальные средства кодирования информации - схемы, графики, таблицы), учебно-коммуникативные (умения составлять краткий и развёрнутый планы, тезисы прочитанного текста, понимать интернациональную лексику и т.д.).

Тематически пособие представлено следующими разделами и главами: 10 класс. Раздел 1. Биология как наука. Глава 1. Что изучает наука биология. Научные открытия, повлиявшие на развитие биологии и медицины. Глава 2. Два представления о происхождении мира - теория эволюции Ч.Дарвина и креационизм. Знакомство с биографиями выдающихся учёных - биологов: 1) Ч. Дарвин, 2) М. И. Вавилов. Глава 3. Аутентичные тексты для реферирования и аннотирования по теме "Биотехнология": India Puts the DNA Finger on Parents. After K.S. Jayaraman, Panoscope. Biotechnology - What is it? After R. Walgate, Panoscope. Biotechnology: Who will Benefit? After R. Walgate, Panoscope. Can Biotechnology Stop Global Warning? Panoscope 16, 1990. Раздел 2. Растительный и животный мир. Глава 1. Экосистемы. Глава 2. Биоразнообразие. Исчезновение видов. Домашние питомцы. Глава 3. Аутентичные тексты для реферирования и аннотирования: The Coral Reef. The Fall of Walrus. After M. Miller, Newsweek. Last of the Black-Footed Ferrets. After Tim W. Clark, National Geographic. Учебный материал, представленный в пособии за 10 класс даёт возможность учащимся познакомиться с новой лексикой объёмом в 1100 слов.

11 класс. Раздел 1. Экология. Глава 1. Атмосфера. Загрязнение воздуха. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Глава 2. Гидросфера: загрязнение водной среды. Ядерные отходы: проблемы захоронения. Глава 3. Аутентичные тексты для реферирования и аннотирования: Environmental Bureaucrats are Needed. After A. Markandya, Panoscope. The Increased General Interest in Environmental Issues - New Opportunities for Mankind? After A. Rosemarin, Ambio. Раздел 2. Здоровье. Глава 1. Как Ваше здоровье? Глава 2. Законы здоровья. Глава 3. Аутентичные тексты для реферирования и аннотирования: Zambian Pupils Take the Pledge. Panoscope 16, 1990. Guarding Against Deadly Blood. After M. Radlett, Panoscope 16, 1989. Глава 4. Посещение врача (диалоги, тексты). Учебный материал, представленный в пособии за 11 класс даёт возможность учащимся познакомиться с новой лексикой объёмом в 1000 слов.

Пособие снабжено двумя англо-русскими словарями, в которых содержится вся новая лексика пособия. Представлены также задания на прямой и обратный перевод, так как только с развитием навыков и умений в этой области учащиеся смогут передать свои мысли носителю языка.

Диапазон речевого взаимодействия в режиме учитель-ученик-ученик может расширяться за счёт знаний учащихся в области биологии, химии, экологии, зоологии в рамках представленных тем и пополняться новой текущей информацией.
Пособие даёт необходимый минимум словарного запаса для осуществления коммуникативной деятельности.

Обучение программе данного профильного курса предполагает высокую степень самостоятельности учащихся при работе с текстами.

В данном курсе основным видом речевой деятельности является чтение. Что касается устной речи, основным видом является развёрнутое монологическое сообщение.

Элементы изложенной методики подготовки учебных материалов могут оказаться эффективными и в области высшего профессионального образования, включая библиотечно-библиографическое и информационное.

Hosted by uCoz