Евстафьева Р.И., Левашова Л.Г., Скворцова О.В., Старова Е.В.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ ПО
СОХРАННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТА
- ХРАНИТЕЛЯ РЕДКОЙ КНИГИ


Принятие Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации в 2000 г. завершило более чем двадцатилетний период дискуссий и перевело в практическую плоскость проблему сохранения документов как части национального культурного достояния. Особенностью этой программы является комплексный подход - объединение основных направлений работы в единое целое. Одной из семи подпрограмм, составляющих национальную программу, является консервация библиотечных фондов.

Как известно, успех реализации этого направления определяется взаимодействием и взаимопониманием триады специалистов: администратор, хранитель (куратор) и консерватор. На первом этапе работы фигура хранителя приобретает ключевую роль, так как только хранитель, в конечном счёте, решает вопрос об объёме доступа к фонду, времени и количестве выполняемых консервационных операций. Решение этих вопросов требует от хранителя знаний в областях, ранее далёких от его профессиональной деятельности. В диссертационной работе одного из авторов сделана попытка определения круга вопросов по сохранению фондов, которым надлежит заниматься хранителю, и рассмотрены принципы обучения основам консервации в рамках профессионального непрерывного библиотечного образования. Важную роль в повышении квалификации хранителей играет организация в стенах библиотеки междисциплинарных тематических семинаров, спецкурсов по архивной климатологии и планированию действий в аварийной и поставарийной ситуации, а также другим вопросам превентивной консервации. Ведущими библиотеками России, в том числе и Библиотекой Российской академии наук (БАН), накоплен большой опыт проведения подобных мероприятий различного уровня - от внутрибиблиотечного до международного. Анализ результативности обучения хранителей и сотрудников отделов консервации библиотек на одном из семинаров в научно-исследовательском отделе консервации и реставрации фондов БАН, проведённый путём анкетного опроса, выявил недостаточную эффективность традиционных методик обучения "с голоса", связанную как с отсутствием у слушателей базовых знаний по книговедению, так и с излишней детализацией материала лекторами. При этом выяснилось, что слушатели, связанные с разработкой и эксплуатацией компьютерных баз данных по сохранности документов, лучше усваивают излагаемый материал и используют его в своей практической работе. Обучение студентов СПбГУКИ в русле выполнения ими курсовых и дипломных работ по консервационным проблемам также подтвердило перспективность использования информационных карт по сохранности.

Разработанная в БАН информационная карта по сохранности рукописей состоит из четырёх разделов: библиографического описания, описания материалов книги, описания видов и степени повреждений, а также заданий по консервации и реставрации. Рубрики полей карты можно рассматривать как своеобразный словарь терминов, которыми должны оперировать хранитель и консерватор при работе с книгой. Структура полей карты обусловлена структурой книги как материального объекта и отражает последовательность операций при просмотре книги и её описании. Формализация лексики, однозначное определение понятий, которые используются специалистами, с помощью инструкции по заполнению карты позволяют ускорить процесс накопления хранителем необходимых знаний и создать условия для плодотворного диалога библиотекаря и консерватора.

Внедрение информационных технологий выдвигает новые требования к хранителям фондов, в том числе и фондов редкой и рукописной книги. Известно, что в прежнее время кадры для работы в этих фондах рекрутировались преимущественно из среды историков и филологов. Преимущественная ориентация этих специалистов на исследовательскую работу давала серьёзные достижения в научном плане, но не обеспечивала таких же успехов в деле сохранения фондов. В настоящее время, по нашему мнению, перспективным является использование потенциала выпускников библиотечных вузов, имеющих хорошую компьютерную подготовку и опыт работы с базами данных, для формирования специалистов-хранителей нового поколения, призванных обеспечить сохранение культурного наследия прошедших времён.

Hosted by uCoz