Дрешер Ю.Н.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА
БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ


В истории развития библиотековедения одним из ведущих направлений было и остается исследование взаимоотношения его с другими науками, поскольку система библиотек и их функционирование строились в соответствии со структурой определенных отраслей. На данной основе формировались и особые его сферы, составляющие специальное библиотековедение. Наиболее прочна интеграция библиотековедения с родственными науками - педагогикой, книговедением, документоведением, информатикой, библиографоведением, культурологией и др.

На библиотечно-информационных факультетах вузов культуры практикуется присвоение выпускникам квалификации "библиотекарь-педагог", "библиотекарь-преподаватель литературы" на основании приказа "О присвоении дополнительной квалификации "Преподаватель" Министерства образования РФ в 1998 г.

Однако библиотечная педагогика не сводится только к введению такого рода квалификации. Она определяет саму библиотеку как педагогическую систему, направленную на воспитание и образование пользователей. Библиотекарь - первое лицо в реализации педагогических функций.

Как известно, одной из методологических основ библиотечной деятельности являются результаты исследований человека с педагогической точки зрения, причем отношение педагогики к индивидууму является сугубо практическими, добавим: только таким оно и может быть.

Всякое практическое отношение характеризуется тем, что, во-первых, обязательно имеется образец продукта деятельности, во-вторых, реально задан исходный материал, преобразуемый деятельностью, и, в-третьих, существуют уже отработанные и социально зафиксированные приемы и процедуры деятельности, которые в обычных условиях (естественных и искусственных) в общем и целом успешно преобразуют исходный материал в заданный вид продукта. При этом не требуется никаких "естественнонаучных" знаний об объекте преобразований; знания, обслуживающие собственно практику, касаются исключительно связей или соответствий между продуктом, исходным материалом и необходимыми для преобразования последовательностями действий и обычно имеют вид алгоритма, а указания на продукт и исходный материал включены непосредственно в формулировку задачи.

В практической педагогике мы без труда находим все эти элементы и вместе с тем выясняем, что на первых этапах она не содержала ничего другого. Продукты обучения и воспитания задавались примерами наиболее обученных и воспитанных людей, причем качество обучения измерялось теми видами и объемами деятельности, которые они могли осуществлять, и отношениями, которые они умели устанавливать. И, наконец, всегда существовали исторически выработанные средства обучения и воспитания, а также приемы и процедуры воспитательной работы. Все это сопровождалось и обслуживалось специальными знаниями, которые помогали передаче приемов и процедур педагогической работы из поколения в поколение.

Существенно отметить, что в этой системе средств, обеспечивающих трансляцию деятельности по обучению и воспитанию, было заложено постоянное несоответствие между разными элементами, которое должно было, в принципе, вести к непрерывному развитию системы. Действительно, приемы и процедуры обучения, какими бы они ни были, реально давали "середняка", характерного для тех или иных страт, классов, групп, а в качестве образца продукта выступал, или во всяком случае мог выступать "лучший", являющийся в принципе продуктом особых, нестандартных, нетипичных условий обучения и воспитания. Ориентировка на лучших всегда, таким образом, давала разрыв или расхождение между тем, что хотели получить, и тем, что получалось на деле. Кроме того, свой вклад в это расхождение вносили всякие различия в характере "исходного материала" обучения, т.е. различия в предварительной подготовке обучаемых и воспитуемых.

Разрывы или расхождения между тем, что ожидается в результате практической деятельности, и тем, что получается на деле, всегда в конце концов приводят к поиску причин, вызывающих расхождения, к попыткам причинно объяснить неудачу деятельности, а это, в свою очередь, к более четкой фиксации видов объектов и попыткам разбивать их на классы уже не относительно их самостоятельного функционирования или употребления, а относительно вырабатывающей их деятельности, и, наконец, к попыткам выделить и описать такие свойства этих объектов, от которых зависят или могут зависеть, с одной стороны, успешность преобразующей их деятельности, а с другой - их возможные естественные превращения. В конце концов все процессы такого рода приводят, во-первых, к формированию "естественнонаучных" знаний об объектах деятельности и к отделению научных предметов, а во-вторых - к формированию прикладных знаний разного типа.

В новом естественнонаучном представлении человек выступает как порождение системы обучения и воспитания, обладающее всеми теми свойствами и качествами, которые закладываются в него этими процессами. Более того, оказывается, что именно это представление впервые дает нам средства для того, чтобы связать воедино логико-социологические и собственно психологические картины и таким образом продвинуться в создании общей модели человека, конфигурирующей все имеющиеся сейчас знания. В этом и состоит главное значение педагогической точки зрения на человека, которое очень важно для педагогики чтения и развивающихся в нем направлений.

Библиотечная педагогика становится сегодня особой научной сферой, интегрирующей в себе различные методы сбора и распространения информации и знаний. Библиотекарь - первое лицо в реализации педагогической функции. Он выступает в роли организатора самостоятельной деятельности пользователей, и такая система в наибольшей степени способствует их духовному развитию. Пользователь в библиотеке выступает не только как объект ее педагогического воздействия, но и как субъект, корректирующий саму систему. По существу, библиотечная педагогика постоянно реализуется путем взаимного влияния по схеме "библиотекарь-пользователь".

Основные методы библиотечной педагогики специфичны, реализуются (в отличие от школьной педагогики) на основе добровольности объектов воздействия. К ним относятся общение, собеседование, открытый доступ пользователей к фонду, свободный выбор документов и т.п. Библиотека как институт социализации располагает огромным совокупным информационным богатством, имеющим безусловное социализирующее влияние. Социализирующая информация, предоставляемая библиотекой, носит диахронный характер и имеет обратную связь, что позволяет корректировать ее социализирующее влияние. Особо следует подчеркнуть, что социализирующее влияние библиотеки может быть направлено максимально точно, на конкретную личность с ее конкретными проблемами.

В формировании представлений о педагогической доминанте библиотерапевтической подготовки специалистов библиотечного дела можно выделить несколько подходов: "рецептуарный", зародившийся в недрах медицинских библиотек (при больницах и санаториях). Свою задачу "лечения книгой" библиотекари понимали очень конкретно: как коррекцию определенного диагноза, учитывающую природу заболевания, с помощью специально подобранной литературы; "мотивационный", который характеризуется пониманием психотерапевтической ценности художественной литературы как авторской модели действительности, преобразующей личность (а не просто каталога разных "случаев из жизни" или глубинных психологических образований). Библиотерапевтический процесс есть изменение состояния пациента за счет мобилизации его душевных и духовных сил; "педагогический", который выдвинул, пожалуй, наиболее серьезные библиотерапевтические цели: развитие духовного мира личности, формирование оптимистического видения мира, развитие заинтересованности и потребности в чтении, формирование потребности самостоятельного поиска решения своих проблем в литературе, развитие творческого самовыражения личности и т.п.

В настоящее время, когда люди пресытились издательским беспределом, наступила пора, когда они чаще обращаются в библиотеки, чем к книжным лоткам и киоскам. Поэтому библиотекарь, как никто другой, способен осуществлять библиотерапию общества, определенных читательских групп, отдельной личности именно как "лекарь души". А для этого ему необходимы знания не только в области психологии чтения, но и в области медицины, психотерапии, социальной психологии и педагогики.

Роль библиотеки - этого "фундамента культуры" (по словам академика Д.С.Лихачева) сейчас должна стать особенно значительной. Ее деятельность должна быть максимально приближена к реальной жизни, к самым насущным заботам читателей. Педагогическая доминанта библиотерапевтической подготовки специалистов охватывает по сути формирование мировоззрения, уровень образования, нравственность, выбор профессии.

Hosted by uCoz