Добровольский В.В.

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ" В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


Имманентная целостность природы, неразрывная взаимосвязь природы и общества обусловили появление целого класса наук синтетического, междисциплинарного характера и соответствующих вузовских учебных дисциплин. Одним из проявлений данной тенденции выступает формирование вузовского курса "Концепции современного естествознания" (КСЕ), который по Государственному стандарту высшего профессионального образования был введен в качестве обязательного в учебные планы вузов всех профилей. Особое значение эта дисциплина имеет для студентов гуманитарных специальностей, в т.ч. специальностей культур и искусств.

Значение курса КСЕ для студентов указанных специальностей определяется совокупностью оснований, важнейшими из которых являются следующие: невозможность эффективного решения современных политических, экономических, социокультурных задач, возникающих в деятельности специалистов-гуманитариев, без знания и учета факторов естестеннонаучного плана; масштабы применения и значение в жизни общества современной промышленной и бытовой техники, в основе функционирования которой лежат достижения в области естествознания; расширение познавательного кругозора, позволяющее формулировать идеи, лежащие на стыках гуманитарных и естественных наук; овладение богатейшим арсеналом исследовательских методов естествознания и применение их в гуманитарных изысканиях; формирование отвечающего реалиям времени гибкого стиля мышления, сочетающего логику и рационализм с сенситивностью и воображением, способно решать весь спектр задач как логических, так и иррациональных.

Преподавание КСЕ в вузах ведется уже более пяти лет, однако до сих пор нет ясности, каким должно быть содержание курса. Изначально методологические основы курса обсуждались явно недостаточно. Существование не менее десятка принципиально различных учебников и учебных пособий еще более запутывает сущность вопроса. Эмпирически сформировались два основных направления преподавания дисциплины: конкретно-научный и философский. Первый характеризуется подавляющим преобладанием конкретного материала по определенной отрасли естествознания - физике, химии, биологии или наукам, возникшим в процессе дифференциации естествознания: астрофизике, физической химии, генетике и т.д. Преподаватели, авторы учебников - специалисты одной из естественных наук - стремятся довести до студентов большой объем соответствующих знаний, уделяя значительно меньше внимания другим наукам. Философский подход к преподаванию курса отличается абстрактностью, преподнесением чисто философских концепций развития естественных наук и материала, который более отвечает вопросам курсов по философии науки.

Опыт преподавания показывает, что необходима разработка третьего содержательного пути, который бы действительно соответствовал названию - "Концепции современного естествознания". Основной целью данного курса должно быть не усвоение суммы знаний, а формирование у будущих специалистов концептуального подхода к анализу явлений природы, взаимодействия ее с обществом, осознание глубинной целостности всего, что окружает человека в микро-, макро- и мегамире, целостности самого человека. Эффективное усвоение концептуальных идей естествознания предполагает профилизацию курса для студентов различных специальностей вузов культуры и искусств.

Hosted by uCoz