Дементьева Н.Ю.

О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ


Совещание директоров научных библиотек России, состоявшееся в ноябре 2002 г. в Санкт-Петербурге, с абсолютной очевидностью показало, что знания студентов библиотечно-информационных факультетов недостаточны для реалий сегодняшнего дня. Директора ведущих библиотек уверенно говорили о том, что в библиотеках они хотят видеть специалистов, умеющих брать на себя ответственность, предвидеть последствия принимаемых ими решений, знающих бюджетный процесс и управленческий учет и т.д., т.е. работников способных эффективно работать в любых условиях.

Новый государственный образовательный стандарт, вводимый с 1 сентября 2003 учебного года по направлению "Библиотечно-информационные ресурсы" предусматривает подготовку специалистов с присвоением квалификации "менеджера". Отрадно, что существенно усиливается блок дисциплин, относящихся к экономике и праву, менеджменту, маркетингу, рекламе. И это не дань моде, а насущная необходимость профессионалов в отечественных библиотеках. Фундаментальная библиотековедческая подготовка обязательно должна сочетаться с мощной теоретической и практической базой управленческих наук.

Этого требуют и международные образовательные стандарты. РФ еще не подписала Болонские соглашения по образованию, но это дело недалекого будущего. Значит перечень дисциплин, которые будут изучать студенты европейских и российских библиотечно-информационных школ, требования к объему и оценке знаний должны быть определенным образом унифицированы. Это обеспечит мобильность студентов и кадров в объединенной Европе.

Особо следует отметить профессиональную терминосистему. Очевидно, что владение ею обязательно для выпускника вуза. Вместе с тем дискуссии о невозможности применения тех или иных терминов в библиотечной практике продолжаются. Даже сам термин "менеджмент" вызывает бурные эмоции. В объединившейся Европе, даже в странах, где очень строго относятся к применению иноязычных терминов, при подготовке управленческих кадров для библиотек применяют общепринятую в школах бизнеса терминологию. Можно согласиться с тем, что "бенчмаркинг" слово непонятное, с точки зрения русского языка не очень красивое, но знать, что это - сравнение своей организации с более успешными по контрольным точкам - отдельным показателям с дальнейшим выявлением причин этого успеха и внедрением передового опыта в своей библиотеке необходимо. Часто именно по владению терминосистемой определяется компетентность сотрудников.

Обмен студентами и знакомство с программами подготовки европейских библиотечно-информационных школ лишь подтверждает наличие общих требований к подготовке кадров. Такой подход к разработке учебных планов и программ поддерживает и ИФЛА.

Hosted by uCoz