Демчина Л.И.

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ


На современном этапе развития высшего библиотечно-информационного образования стоит задача интернационализации его содержания, согласования национальных образовательных систем и технологий, достижения соответствия уровня подготовки специалистов мировым стандартам информационного обслуживания. Формирование адаптивной информационно-образовательной среды предполагает изучение содержательной и организационной компонент в системах подготовки библиотечных кадров развитых зарубежных стран, реализацию их лучших наработок в отечественном библиотечно-информационном образовании.

Сравнительный анализ учебных планов ведущих высших библиотечных учебных заведений США, Великобритании, Дании, Германии позволяет выявить основные тенденции, определяющие современные направления модернизации содержания образовательных программ подготовки библиотечно-информационных специалистов. Среди них активная интеграция в библиотечно-информационную сферу компьютерных и телекоммуникационных технологий; формирование рыночного отношения к информации, существенное повышение роли информационного ресурса в экономике, развитие рынка информационных продуктов и услуг; глобализация инфосферы и интенсификация информационного обмена, обусловившие необходимость владения будущими специалистами технологиями информационного и социального менеджмента.

Данные тенденции находят отражение, прежде всего в блоке общепрофессиональных учебных курсов, ядром которых является цикл документоведческих дисциплин, дающих студентам знания и навыки, направленные на обеспечение жизненного цикла документа как средства коммуникации: "Теория носителей информации", "Электронное издательство", "Системы баз данных", "Основы формальной и содержательной обработки данных", "Форматы данных и обмен ими", "Менеджмент фондов", "Популяризация информации и библиография", "Машинное индексирование", "Стандартное программное обеспечение для библиотек", "Библиотечная информатика" и др.

Вместе с тем важно заметить, что в зарубежной практике подготовки библиотечных специалистов не допускается доминирование технизации в ущерб гуманитарной и общекультурной составляющей высшего библиотечного образования. Так, среди курсов специализаций студентам предлагаются: "Литература народов мира", "Библиотечная работа с детьми и подростками", "Педагогика досуга", "Беллетристика", "Популяризация информации в публичных библиотеках", "Педагогика средств массовой информации", "Музыкальные библиотеки", "Школьные библиотеки", "Персональные библиотеки", "Социальные аспекты библиотечной деятельности", "История книгопечатания и библиотечного дела" и т.п. Исходя из аннотаций общепрофессиональных курсов видно также, что наряду с цифровыми документами студенты по-прежнему изучают особенности работы с полиграфической продукцией, так как наши зарубежные коллеги уверены, что, несмотря на бурное развитие электронных библиотек, полиграфические технологии и печатные документные ресурсы необходимо будет поддерживать и в дальнейшем.

Организационно-управленческие навыки будущие библиотекари приобретают в курсах "Управление предприятием", "Принятие решений", "Маркетинг", "Статистика", "Экономика и организация библиотечного дела", "Социология библиотечного дела", "Информационная этика". Содержательное наполнение курсов свидетельствует, что все более важным для современного библиотекаря являются знания производственно-экономического цикла: планирование, анализ расходов и доходов, сбыт товара, критерии экономической оценки качества информационного обслуживания. Такие знания дают выпускникам преимущества на рынке труда, позволяют быть им востребованными в промышленном, коммерческом, финансовом секторе, правительственных организациях, во всех сферах, где важны навыки управления мощными информационными потоками.

Еще одной важной тенденцией, все активнее проявляющейся в содержании библиотечно-информационного образования за рубежом, является усиление междисциплинарных связей и создание системы интегрированных курсов, способствующих формированию системного мышления будущих специалистов. Например, интегрированный курс "Библиотека. Информация. Общество" включает такие модули: Типология библиотек, Библиотечная политика, Структура информационной отрасли, науки, просвещения, Социология библиотечного дела. Подобные интегрированные курсы способствуют формированию системного видения своей специальности, ее роли в развитии общества и должны найти применение в отечественной практике подготовке специалистов высшей квалификации.

Hosted by uCoz