Данилов И.А.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Контроль проводился по отдельным темам дисциплины "Концепции современного естествознания" с помощью заранее разработанных тестов.

Тестовые карточки содержали пять вопросов с четырьмя альтернативными ответами на каждый вопрос. Студенту предлагается одна карточка из 24-х различных вариантов. Один из вариантов по теме "Единство природы" приведен ниже в качестве примера. Как видно, короткие вопросы сопровождаются краткими ответами, что обеспечивает оперативность контроля. Большое количество вариантов повышает его объективность.

Альтернативные ответы, помимо контрольной, должны предусматривать и обучающую функцию: содержать полезные сведения из близких фрагментов темы (характеристики объектов, процессов, даты, имена и т.д.). Конечно, среди ответов, предлагаемых на выбор, не должно быть нелепых.

Если поставить условием выполнения контрольного задания правильность ответов на 3 вопроса из 5-ти, то вероятность угадывания составит менее 2%.

Фрагмент карточки №26
Кто обосновал возможность существования
многомерных пространств?

Зенон
Риман
Эйнштейн
Ломоносов
Сколько фундаментальных взаимодействий рассматривается в современной физике?
1
2
3
4
Что такое аннигиляция?
Исчезновение энергии
Превращение энергии в вещество
Превращение вещества в энергию
Все перечисленные процессы
На каком расстоянии между
частицами сильное взаимодействие
преобладает над электромагнитным?

В пределах атома
В пределах ядра
В пределах молекул
На любых расстояниях

Для студентов, не выполнивших задание, контрольную работу следует повторить.

Контроль проводился в двух вариантах: с предупреждением о предстоящей проверке; без предупреждения (неожиданно для студентов).
Средний бал подсчитывался как отношение общего количества правильных ответов к количеству студентов.

Характерные результаты проверок (средние баллы):
а)без предупреждения б) с предупреждением.
гр.201 а) 3,37; б) 3,41;
гр.204 а) 3,25; б) 3,30;
гр.205 а) 3,62; б) 3,71;

Видно, что результаты двух вариантов различаются незначительно, т.е. большинство студентов специально к контрольной работе не готовились.

После контроля проводился разбор характерных ошибок, при этом отмечалась повышенная активность студентов.

Следует отметить, что наблюдается отчетливая корреляция между количеством пропущенных студентом занятий и полученным при контроле баллом. Проверки (особенно с "предупреждением") повысили дисциплину и посещаемость занятий студентами.

В процессе тестового контроля нет необходимости запрещать пользоваться конспектом. Более того, следует заранее предупредить, что пользоваться конспектом не запрещено.

Наблюдения и выводы:

- тестовый контроль (с выбором альтернативного ответа) органично сочетается с другими видами учебной работы; - проверка студенческой группы обычно не занимает более 20 минут;
- для большей объективности результатов необходимо подготовить количество вариантов (тесты карт) не меньше количества студентов в группе;
- целесообразно предупреждать студентов о планируемой проверке;
- контроль должен предусматривать и обучающую функцию (разумный подбор альтернативных ответов, разбор характерных ошибок).
Hosted by uCoz