Данилов И.А.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Контроль проводился по отдельным темам дисциплины "Концепции современного естествознания" с помощью заранее разработанных тестов.
Тестовые карточки содержали пять вопросов с четырьмя альтернативными ответами на каждый вопрос. Студенту предлагается одна карточка из 24-х различных вариантов. Один из вариантов по теме "Единство природы" приведен ниже в качестве примера. Как видно, короткие вопросы сопровождаются краткими ответами, что обеспечивает оперативность контроля. Большое количество вариантов повышает его объективность.
Альтернативные ответы, помимо контрольной, должны предусматривать и обучающую функцию: содержать полезные сведения из близких фрагментов темы (характеристики объектов, процессов, даты, имена и т.д.). Конечно, среди ответов, предлагаемых на выбор, не должно быть нелепых.
Если поставить условием выполнения контрольного задания правильность ответов на 3 вопроса из 5-ти, то вероятность угадывания составит менее 2%.
Фрагмент карточки №26
Кто обосновал возможность
существования многомерных пространств? |
Зенон Риман Эйнштейн Ломоносов |
|
Сколько фундаментальных взаимодействий рассматривается в современной физике? | 1 2 3 4 |
|
Что такое аннигиляция? | Исчезновение энергии Превращение энергии в вещество Превращение вещества в энергию Все перечисленные процессы |
|
На каком расстоянии между
частицами сильное взаимодействие преобладает над электромагнитным? |
В пределах атома В пределах ядра В пределах молекул На любых расстояниях |
Для студентов, не выполнивших задание, контрольную работу следует повторить.
Контроль проводился в двух вариантах: с предупреждением о предстоящей проверке; без предупреждения (неожиданно для студентов).
Средний бал подсчитывался как отношение общего количества правильных ответов к количеству студентов.
Характерные результаты проверок (средние баллы):
а)без предупреждения | б) с предупреждением. | |
гр.201 | а) 3,37; | б) 3,41; |
гр.204 | а) 3,25; | б) 3,30; |
гр.205 | а) 3,62; | б) 3,71; |
Видно, что результаты двух вариантов различаются незначительно, т.е. большинство студентов специально к контрольной работе не готовились.
После контроля проводился разбор характерных ошибок, при этом отмечалась повышенная активность студентов.
Следует отметить, что наблюдается отчетливая корреляция между количеством пропущенных студентом занятий и полученным при контроле баллом. Проверки (особенно с "предупреждением") повысили дисциплину и посещаемость занятий студентами.
В процессе тестового контроля нет необходимости запрещать пользоваться конспектом. Более того, следует заранее предупредить, что пользоваться конспектом не запрещено.
Наблюдения и выводы: