Чуприна Н.Т.

ШКОЛА БИБЛИОТЕЧНОЙ ИННОВАТИКИ КАК МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ
БИБЛИОТЕЧНЫХ ИННОВАЦИЙ И НЕПРЕРЫВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Библиотечное образование - это емкая и сложная совокупность необходимых умений, навыков, гуманитарного кругозора, нравственных принципов, характеризующих понятие "профессия". Решением этих задач обусловлена модификация концепции поствузовского образования современного библиотекаря, базирующаяся на принципах его непрерывности.

Эффективность процессов обучения во многом зависит от методики и внутренней заинтересованности обучающихся. С учетом этих факторов и в целях определения концептуальных основ и конкретных направлений инновационной деятельности библиотек в условиях смены общественной парадигмы Министерством культуры Российской Федерации и Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма на базе библиотек Белгородской области в 2000 г. создана Всероссийская школа библиотечной инноватики.

Школа инноватики - оригинальный образовательный проект, задача которого способствовать трансляции библиотечных новшеств в широкую сферу профессиональной деятельности через новые интегрированные формы непрерывного библиотечного образования.

Отличие школы инноватики от других форм профессионального обучения - ускоренные процессы перемен в библиотеках и сжатые сроки обучения.

Особенность школы - в отсутствии иерархического принципа формирования групп обучающихся. Вместе обучаются специалисты библиотек разного уровня (областных, районных, сельских), объединенные общей целью - научиться навыкам инновационного творчества и освоить методы управления процессом перемен в библиотеках.

Особенностью школы является и профессиональный состав преподавателей. Наряду с учеными-библиотековедами в качестве преподавателей выступают специалисты-практики, представляющие свои инновационные разработки. Подобные презентации вызывают активную реакцию аудитории, побуждают к конструктивному обсуждению оригинальных, а иногда и спорных идей, позволяют дать им объективную оценку и наметить пути более широкой ретрансляции в библиотечную практику.

Образовательная программа Школы базируется на комплексной методике, сочетающей теоретические знания с интерактивными формами обучения: свободными дискуссиями, "круглыми столами", творческими мастерскими, мастер-классами, деловыми играми, тренингами, исследовательскими лабораториями. Это позволяет создать максимальные условия для коллективной генерации идей, а также более объективной оценки предлагаемых инновационных проектов.

Значительное место в учебной программе занимают профессиональные экскурсии-практикумы, знакомящие участников школы с инновационным опытом работы библиотек Белгородской области, в том числе с основными направлениями формирования региональной библиотечной политики, изменением статуса библиотечной профессии в контексте реализации этой политики, современной концепцией управления библиотечным делом, созданием модельных публичных библиотек на селе.

Содержательная часть программы школы строится на основании двух взаимосвязанных с собой аспектов: 1) сделать акцент на реальные, присущие многим регионам процессы; 2) изучить явления, потенциально существующие в культуре, или творческие находки, методические приемы, которые получили воплощение в практике отдельных, наиболее продвинутых библиотек.

Раскрывая особенности библиотечной инноватики, содержательного обновления библиотечной работы, занятия в школе учат не только "смотреть" на работу коллег, оценивать ее соответствие принятым стандартам, но и "видеть" позитивные изменения, вызванные нестандартным взглядом, фантазий библиотекаря. Таким образом, слушатели обучаются профессиональной рефлексии, без которой невозможно осуществлять экспертные функции, объективно оценивать работу библиотекарей.

Таким образом, Всероссийская школа библиотечной инноватики является оригинальным образовательным проектом, который позволил соединить воедино новые образовательные технологии и инновационные процессы в библиотечном деле. Это единство подтверждает перспективность современной тенденции интеграции библиотечной практики и непрерывного библиотечного образования.

Подобная интеграция, на наш взгляд, является одним из важных условий модернизации библиотечного дела и решения проблемы ее кадрового обеспечения.

Hosted by uCoz