Черниченко В.И.

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В УНИВЕРСИТЕТЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


Подготовка научно-педагогических кадров в университете идет через докторантуру, аспирантуру и институт соискательства. В докторантуре и аспирантуре можно обучаться как на бюджетной, так и на договорной основе. Защита диссертаций на соискание доктора и кандидата наук осуществляется в специализированных советах.

Всего в РФ сегодня утверждено 2400 диссертационных советов, из них 1800 советов докторских, 220 советов по педагогическим и психологическим наукам (и докторских, и кандидатских).

В Московском государственном университете культуры и искусств открыто четыре специализированных совета. Приказом ВАК Минобразования России от 17 ноября 2000 г. № 201-в. был утвержден диссертационный совет Д210. 010. 01. Этому совету разрешено принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по специальности 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические науки).

По ходатайству ректората университета приказом ВАК Минобразования России от 13 июля 2001 г. № 1695-в диссертационному совету разрешено также принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по специальности 05.25.05 - Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики (технические науки).

В 2002 г. в аспирантуре по научной специальности 05.25.03 обучались 29 аспирантов, из них с отрывом от производства - 14, без отрыва - 15. Кроме того, к той или иной кафедре были прикреплены 17 соискателей. На договорной основе в 2002 г. обучалось 9 человек.

В течение 2002 г. в данном диссертационном совете были защищены 9 диссертаций - 1 докторская и 8 кандидатских. Из них 7 диссертаций по специальности 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение и 1 диссертация по специальности 05.25.05 - Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики. По научной специальности 05.25.05 обучалось 12 аспирантов, из них 10 - очно и 2 - заочно. На договорной основе - 8, в качестве соискателей - 9 человек.

Большое внимание члены диссертационного совета обращают на качество диссертационных исследований. Кстати сказать, об усилении контроля за качеством диссертационных исследований шла речь на Пленуме ВАК РФ, который состоялся 22 ноября 2002 г.

На нем рассматривались вопросы: повышения качества докторских и кандидатских диссертаций; о работе диссертационных советов по защитам докторских и кандидатских диссертаций; о стимулировании качества подготовки кандидатов наук; о программах кандидатского минимума по всем специальностям; о перечне журналов, в которых публикация результатов исследования докторских диссертаций обязательна.

На Пленуме был дан анализ работы диссертационных советов по педагогическим наукам и качеству научных работ по педагогике. Особое внимание обращалось на докторские диссертации, на то, что их уровень близок к кандидатским диссертациям. Уделялось внимание и формулированию тем диссертаций. В качестве замечания было отмечено то, что 60% кандидатских и докторских диссертаций начинается со слов "Теория и практика", "Теория и методика", "Основы...". Нет научной новизны, не ясна теоретическая значимость исследований, не понятно, что автор защищает. Очень важно, чтобы диссертация соответствовала научной специальности.

Все это привело к тому, что за 2002 г. из 232 защищенных диссертаций - 87 докторских и 59 кандидатских отклонены экспертным советом. Для сравнения в 2001 г. из 268 не утверждены были 19 докторских и 10 кандидатских диссертаций.

На Пленуме обсуждалось предложение по омоложению научных кадров со степенью доктора наук. Мало молодых докторов по всем специальностям. Для этого будут применяться стимулирующие методы. По предложению диссертационных советов, хорошо знающих уровень кандидатских диссертаций и личность диссертанта, после защиты на соискание ученой степени будут отбираться 600 лучших работ, из них 300 - получат гранты.

Как мы видим, требования ВАК к послевузовской подготовке научно-педагогических кадров повышаются. В связи с этим напомним о статье Е.А. Климова, бывшего председателя диссертационного совета по педагогике и психологии ВАК РФ (Бюллетень высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ.-2002.-№1). Говоря о некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам, он коснулся очень актуального вопроса - формулировок тем диссертаций. Он вполне обоснованно считает, что диссертационные советы недостаточно бдительны по отношению к формулировке тем диссертаций. Ключевые слова формулировки темы должны указывать на предметную область исследования и суть проблемы.

Очень часто в темах работ по педагогическим наукам употребляется слово "основы", "педагогические основы" чего-либо, "методические основы", "теоретико-методологические основы" и пр. (в 74 из 219 докторских диссертаций, защищенных и утвержденных в 2000 г.). Производство "основ" не может быть поточным; встречаются небрежно отредактированные (с чисто языковой точки зрения) формулировки; формулировки тем, в которых смешивается предмет исследования и "наукоговорение" о нем, "исследование проблем", "изучение аспектов", в то время как исследуются предметные области, а не сами по себе проблемы, аспекты; названия диссертаций нередко включают совершенно излишние и в этом смысле пустые слова ("исследование", "изучение", "анализ" и пр.). По его мнению, если это диссертация, то и так ясно, что это должно быть и исследование, и анализ, и синтез, и обобщение, и многое подобное. Пристальное внимание он обратил на автореферат диссертации.

Слабым местом автореферата является формулирование научной новизны проведенной работы, положений, выносимых на защиту.

В разделах авторефератов о научной новизне и о положениях, выносимых на защиту, изложение иногда ведется в терминах не продукта, а процесса работы.

Все это еще раз подтверждает необходимость повышения качества научного руководства и качества полученного продукта - диссертационного исследования.

Следует отметить, что после того, как правительство приняло пакет документов о новом порядке присуждения ученых степеней и званий, ВАК стал работать гораздо жестче. В 2001 г. по отказам он превзошел самый "урожайный" 1976 г. Однако с 1995 по 2001 г. количество защищаемых диссертаций увеличилось в 2 раза. Объем "отказных" дел тоже растет: за последние 3 года количество отвергнутых работ выросло в 3 раза. В 2001 г. ВАК отверг 468 диссертаций: 60% докторских, 40% кандидатских. О результатах 2002 г. в этом отношении говорилось в начале статьи.

Вместе с тем, есть некоторые послабления соискателям. Правда, оно касается иностранных граждан. Приказом Минообразования России от 04.2002 г. № 1305 была утверждена Инструкция о порядке защиты диссертаций соискателями-иностранными гражданами в Российской Федерации.

В случаях, когда соискатель-иностранный гражданин в силу особых обстоятельств своевременно не мог опубликовать основные научные результаты диссертации и подготовить автореферат диссертации, диссертационный совет вправе принять решение о проведении защиты диссертации без предварительной публикации основных ее положений в печати и о рассылке автореферата диссертации менее чем за месяц до защиты.

Важную роль в послевузовской подготовке научно-педагогических кадров играют научные руководители, все мы. Быть научным руководителем очень ответственно. От него во многом зависит, станет ли кандидатом наук аспирант или соискатель. От его знаний и умений оказать своевременную поддержку и конкретную помощь в работе над исследованием зависит успех работы. Научный руководитель, как правило, либо сам создатель научной школы, либо продолжатель тех идей, которые развивали его предшественники и, естественно, он стремится к тому, чтобы его аспиранты и соискатели были представителями этой научной школы.

Все это не просто, поэтому в университете ведется работа по сохранению и развитию научных школ через повышение качества послевузовской подготовки научно-педагогических кадров, качества диссертационных исследований.

Усиливается контроль за качеством диссертационных исследований со стороны кафедр, рекомендующих диссертации к защите, как первичных экспертов. Становится более жестким контроль научных руководителей за планированием и отчетностью аспирантов и соискателей, за содержанием диссертационного исследования, его оформлением, проведением эксперимента и т.д.

Научное руководство осложняется тем, что аспиранты кроме обучения в аспирантуре заняты другими, может быть не менее важными, делами. Научный руководитель, имеющий возможность оказания конкретной помощи аспиранту, не оказывает ее из-за потери связи с аспирантом, что нередко является причиной отчисления его из аспирантуры. А помощь ему нужна не только в работе над диссертационным, исследованием, но и в планировании работы в соответствии с новыми образовательными стандартами. Нужно правильно выбрать обязательные и факультативные курсы, распределить равномерно по годам сдачу кандидатских экзаменов, определиться с проведением педагогической практики, на которую отпущено 100 часов, а также решить, какой материал включить в статью для ознакомления научной общественности с материалами исследования.

Формально научное руководство осуществляется до истечения срока обучения аспиранта в аспирантуре, т.е. 3 года на дневном , 4 года на заочном, в институте соискательства - 5 лет. Фактически же, как правило, научный руководитель не прерывает работы с соискателем вплоть до защиты диссертации. После окончания аспирантуры аспирант получает документ, подтверждающий факт ее окончания.

После защиты диссертации и утверждения ее ВАК России соискатель ученой степени имеет право работать преподавателем высшей школы, научным сотрудником в научно-исследовательских институтах, а также в крупных библиотеках, имеющих научно-исследовательские отделы.

светящиеся краски
Hosted by uCoz