Бородина В.А.

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА


Интерес к психологическому знанию в библиотечном деле традиционен. За последнее десятилетие произошли существенные изменения в библиотечной психологии в целом. Однако все три её составляющие развиваются, практически не пересекаясь. Причины разные. Одна из них - междисциплинарность библиотечной психологии как отрасли психологического знания, что требует наличия специалистов, одинаково владеющих той и другой системами знаний. Другая вытекает из предыдущей. Она заключается в том, что в образовании - центрирующем звене триады библиотечной психологии не готовят кадры, способные решать проблемы библиотечной психологии в целом. Получается замкнутый круг. И все же благодаря инициативе отдельных специалистов и библиотечно-образовательных структур библиотечная психология развивается.

Активнее всего разрабатываются вопросы психологии библиотечного общения и психологии чтения. В библиотеках создаются психологические службы. Проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам библиотечной психологии. Но все эти мероприятия в основном локального характера. В библиотечной сфере крупномасштабных научных конференций, посвященных специально вопросам библиотечной психологии как науки, образования и практики, нет, что тормозит её развитие. В то же время именно психология в условиях рыночной экономики и мощного внедрения новых информационных технологий должна стать предметом пристального внимания библиотечного сообщества.

Сложность и междисциплинарность самой библиотечно-информационной профессии определяется сочетанием двух типов профессий ("человек-человек" и "человек-знаковые системы"), органично объединяемых в одну: "человек-знаковые системы-человек". Это означает, что необходимы знания по психологии личности; психологии общения; психологии интеллектуально-информационной деятельности в целом и психологии восприятия информации, психологии чтения в частности.

В ряде вузов культуры и искусств имеются специализации, связанные с освоением психологического знания применительно к библиотечно-информационной деятельности. Опыт разработки учебного плана, программ специализации, учебно-методического обеспечения разный, что вполне закономерно. Каждый вуз имеет собственный кадровый ресурс, определяющий характер и глубину освоения психологического знания применительно к специализации. К сожалению, в профессиональной печати опыт разработки специализаций психологической направленности освещается слабо. Среди вузов лишь Восточно-Сибирская академия культуры и искусств постоянно знакомит со своим исследовательским и практическим опытом по проблемам психологии библиотечного общения.

Вопрос о курсе "Библиотечная психология", рассчитанный на все категории студентов библиотечно-информационного факультета, поднимал Э.Р. Сукиасян. В статье "О психологической подготовке библиотекаря-профессионала" (Науч. и техн. б-ки,1998.-№11.-С.57-60.) он высказал несогласие с опытом кафедры социологии и психологии чтения по специализации "Библиотекарь-психолог", представленный в этом же номере журнала (Бородина В.А. Становление и развитие вузовской специализации "Библиотекарь-психолог"//Там же.-С.50-57.). Упрёк прозвучал в связи с тем, что библиотечная психология изучается ограниченным контингентом студентов, а не всеми. Мнение Э.Р. Сукиасяна понятно. Действительно, необходимо усилить психологическую подготовку всех выпускников библиотечно-информационного профиля. Но, на наш взгляд, психологическая профессионализация должна быть адресной и соответствовать функциональным обязанностям библиотекаря. Кроме того, дополнительно нужны кадры, специально подготовленные к профессиональному решению сложных и уникальных психологических проблем в сфере библиотечно-информационной деятельности.

Каким должно быть наполнение общего курса "Библиотечная психология"? Вопрос далеко не простой по многим причинам. Главная из них - существующая практика подготовки библиотечно-информационных кадров на старших курсах в рамках специализаций. В каждой из них по-разному изучаются вопросы библиотечной психологии, в некоторых не изучаются. Если ставится задача готовить библиотекарей как психологов, то не только общий курс библиотечной психологии, но даже специализация в том варианте, в каком она есть, не решит проблемы. Нужна серьёзная работа на концептуальной основе. Некоторые соображения по этому вопросу нами представлены в профессиональной печати (например: Бородина В.А. Библиотечно-информационное образование: психологический аспект // Библиотековедение.-2001.-№6.-С.16-20; Мои психологические университеты // Петербургская библиотечная школа, 2002.-№2.-С.13-18; Стратегия развития акмеологии информационной культуры библиотекаря в вузовском образовании // Непрерывное библиотечное образование.-2002.-Бюллетень №6.-С.13-19.).

Развитие библиотечной психологии в обозначенной триаде как целостной и самостоятельной отрасли знания на междисциплинарной основе требует соответствующего профессионального ресурса. Где его взять и как развивать? В библиотечном сообществе России есть специалисты, занимающиеся целенаправленно библиотечной психологией. Среди них психологи и библиотековеды. Если в практической деятельности библиотек преобладают специалисты-психологи, то в вузовском образовании - библиотековеды. Вполне очевидно, что нужна встреча всех специалистов, занимающихся проблемами библиотечной психологии. Это позволит, во-первых, выявить и уточнить кадровый потенциал. Во-вторых, определить магистральные пути развития. В третьих, выработать стратегию и тактику рационального решения проблем библиотечной психологии с учетом приоритетных направлений.

Одним из таких направлений является психологическая поддержка и сопровождение читательской социализации на всех уровнях разных категорий читателей. Это обусловлено современной социокультурной ситуацией развития читателя, живущего в условиях пересечения книжной, компьютерной и видео культур и модернизации образования. Сложилась парадоксальная ситуация: за последние годы резко снизился и продолжает снижаться уровень читательской квалификации, и в то же время существенно увеличился и увеличивается объем информации, необходимый для обеспечения жизнедеятельностных и учебно-профессиональных задач. Требуется специальная подготовка кадров, способных обеспечить квалифицированную психологическую поддержку и сопровождение читательской социализации. Она должна осуществляться на основе подхода к чтению как психологическому универсуму. Вузы пока не только не готовят такие кадры, но и, судя по предложенному проекту нового государственного стандарта, даже не ставят такой задачи.

Ясно, что организация библиотечно-психологического факультета в вузах культуры является сверхсложной проблемой. И всё же вполне решаемой. Автор и кафедра социологии и психологии чтения СПбГУКИ готовы представить на обсуждение проект развития библиотечной психологии в единстве науки, образования и практики.

Hosted by uCoz