Бочкова А.Д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА:
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В последние годы отечественное библиотечное сообщество все пристальнее и глубже осмысливает значимость профессионализма в библиотечной деятельности. Многие понимают, что в современном мире у хорошего профессионала больше шансов выстоять и добиться успехов.

Профессионализм библиотечного специалиста имеет свои особенности: он специфически ярко не выражен, глубоко обществом не понят, слабо им востребован и низко оцениваем. Библиотечному специалисту часто необходимо профессиональное усилие не только для того, чтобы качественно выполнить определенную работу, но и разъяснить ее необходимость, нужность, полезность пользователю библиотеки.

Понятие профессионализма библиотечного работника чаще всего определяется внешней, формальной стороной- наличием специального образования, занимаемой должностью, стажем работы в библиотеке, квалификационным разрядом.
Но есть и другая, внутренняя, более сущностная сторона профессионализма, которая определяет высоту качественной планки деятельности и проявляется в основательной результативности, творческом своеобразии решаемых задач, особо привлекательных нюансах профессионального поведения. Эта сторона профессионализма связана, прежде всего, с понятием профессионального стиля деятельности как устойчивой системы способов, приемов, позволяющих работнику более или менее успешно приспосабливать индивидуально-личностные возможности с объективными требованиями профессии. Профессионализм в любой сфере реализуется через успешность индивидуального стиля специалистов. Для библиотечной профессии, которая всегда (в том числе и умами прошлого) рассматривалась как деятельность, отмеченная печатью личности ее занимающейся, категория индивидуального стиля естественна и, следовательно, должна была осознаваема.

Однако в библиотековедении данная категория не только не изучена, но по существу целостно никем не рассматривалась. Хотя потребность изучения факторов успешности профессиональной библиотечной деятельности, осмысления творческой индивидуальности, своеобразия в библиотечной работе существует давно, но в предыдущих социально- экономических ситуациях оказывалась как бы преждевременной и не столь насущной. На наш взгляд, проблема индивидуального стиля, как никакая другая, в профессиологии трансситуативна и постоянна. Сознательно или несознательно, целенаправленно или стихийно, каждый специалист постоянно находит, выбирает, формирует, развивает, закрепляет свои индивидуальные способы трудовой деятельности.

Критерии рациональности, успешности профессионального стиля, безусловно, формируются внешними условиями профессиональной среды, но качественная результативность деятельности реализуется через успешность индивидуального стиля, когда работнику удается полноценно использовать преимущества своей индивидуальности и погашать ее недостатки. Следовательно, индивидуальный стиль выступает не только как необходимое условие профессионализма, но именно как его творческое начало. Исследование индивидуального стиля как профессиологической категории и практической реальности позволяет, на наш взгляд, не только расширять представления об особенностях профессионализма в библиотечном деле, но и находить способы преодоления жестких стереотипов библиотечного сознания, развивать альтернативность профессиональных решений, атмосферу терпимости к индивидуальному своеобразию профессионального поведения, а главное - помогать целенаправленному осмыслению формирования индивидуального стиля у молодых специалистов, начиная с момента их приобщения к профессиональной деятельности.

Вливаясь в профессиональную среду, молодой специалист за внешней кажущейся простой ежедневной, часто рутинной библиотечной работой, не может порой увидеть внутреннюю сложность, особенность библиотечного мастерства, понять глубинный смысл профессиональной компетентности. Со временем (через 3-5 лет) специалист, накопив определенный опыт работы, становится обычно уже признанным профессионалом. Однако за это время глубина его понимания качественных граней профессионализма может существенно не измениться. Роль опыта в профессиональном становлении двойственна. Накопленный опыт может иметь различную профессиональную ценность. Под воздействием приобретенного опыта работы могут формироваться разные по уровню успешности и эффективности стили профессиональной деятельности.

Перед начинающим специалистом профессиональная деятельность обычно предстает в нормативно-ситуативной плоскости, в которой работник не свободен ни в выборе задач деятельности, ни в формах их реализации. От него требуется, прежде всего, дисциплинированно и точно воспроизводить (копировать, повторять) действия, апробированные другими поколениями специалистов, не выходя за рамки установленных схем, инструкций, положений.

Однако профессиональная библиотечная деятельность многослойна. И кроме нормативного одобренного, стандартизированного слоя, где проявление индивидуального своеобразие ограничено (а иногда и мало полезно), есть и другой, достаточно обширный слой, требующий умения работать в условиях неопределенности, постоянного выбора единственно правильного решения, без стандартных образцов и регламентирующих рамок.

Успешный профессиональный стиль библиотечного специалиста немыслим вне его творческой самоопределенности, но он не может быть сформирован и без овладения способами нормативности, подражательной деятельности. Диалектическое противоречие двух обязательных начал в профессиональной деятельности должно осознаваться и находить выход в гармоничном поэтапном развитии профессионализма, препятствующий, с одной стороны, завязнуть молодому специалисту в путине подражательства (чреватом пассивностью, безынициативностью, несамостоятельностью), с другой, - приобретать стиль нерационального творчества, нецелесообразного "изобретения велосипеда", пренебрегающего традиционными нормами и правилами.

Успешность видится в последовательном развитии молодым специалистом (независимо от занимаемой должности и типа библиотечного учреждения) эффективных приемов, способов деятельности и личностных качеств, адекватных периоду его профессионализации.

Генезис профессионализма библиотечного специалиста представляется нам как естественная преемственная связь трех взаимообусловленных периодов развития: начального (исполнительского, адаптационного); критико-аналитического; конструктивно-созидательного.

Начальный период формирования профессионального стиля - это преимущественно исполнительский характер деятельности. Успешность этого периода профессиональной деятельности зависит, прежде всего, от знания установленного порядка работы, зафиксированного в инструктивно-регламентирующей, нормативной документации, технологической грамотности, понимания объективных требований к выполняемым процессам. Обычно этот пласт знаний закладывается в учебном заведении. И важно, чтобы именно это формализованное, нормативно-инструктивное знание наряду с теоретическим рассматривалось в вузе как базовое.

Hosted by uCoz