Беспалов В.М.

НЕОСВОЕННЫЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕМ
АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБЩЕНИЯ


За последнее десятилетие в библиотековедческих публикациях уделялось немало внимания профессиональному общению, рационализации общения в условиях библиотеки. Но тема "общение " настолько обширна и динамична, что часть проблем методологического и методического характера остались вне поля зрения.

Надо внести дополнительную четкость в методологические основы. Дело в том, что примерно в одно и то же время начали развиваться две научные школы - в США и в СССР, - разрабатывавшие тему "общение" с принципиально различных позиций. Характерное представление о направленности зарубежного подхода дают известные труды Д. Карнеги, освоенные у нас достаточно полно. Суть такого подхода довольно откровенно обозначена в самих заглавиях книг: "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей". Здесь не скрывается чисто утилитарный, прагматичный подход - уметь добиться чего-то от другого человека, что в частности, ведет к допущению лицемерия в общении. Главное - это достижение успеха, при упрощенном материалистическом толковании самого термина "успех", что можно осуществлять без затрат личных душевных сил.

Научная школа факультета психологии МГУ изначально нацеливалась на несколько иной подход - выращивать способность к межличностному общению внутри структуры человеческой личности, что требует и соответствующих душевности и заботливости, самосовершенствования при вникании в процесс. Внешняя упрощенная иллюстрация - выращивание любимого цветочка. При этом сразу идет связь с элементами психотерапии и неформального сочувствия и созвучия другому человеку.

Кроме того, надо учитывать, что в нашей стране тема развития общения раскрывалась на рубеже XIX-XX вв. в нескольких специфических и небольших по объему работах. Их специфика в глубокой практической направленности, без крупных теоретических изысканий. В них предложены тренинговые наборы упражнений с точки зрения развития личного магнетизма и соответствующих токов энергии в организме. Возможно, что такой подход является следствием гражданского преломления многовековых церковных познаний о биоэнергетике и ее роли в нравственно-волевой саморегуляции человека

Переходя к методическим аспектам изучения и объяснения общения, сразу порекомендуем уходить от любого схематизма. Схемы типа: "субъект воздействует на объект" лишь затрудняют истинное вхождение в тему. Конечно, рекомендуется переводить как можно больше занятий на тренинговой и смешанной основе. Классическая форма лекций и семинаров в данном случае уступает им по своей эффективности. Среди методических вершин, на которые может решиться преподаватель, ведущий данную тему, назовем ликвидацию психологических барьеров в общении. Это своеобразная психологическая "операция", проводящаяся индивидуально, но с помощью тренинговой группы. Структура методики выявления и ликвидации психологического барьера достаточно алгоритмизирована и при наличии определенных навыков в большинстве случаев успешно реализуется.

При проведении обучения данной теме невозможно полностью и четко отделить само "общение" от смежной тематики: мастерства устного выступления, психотехники и индивидуального консультирования.

Hosted by uCoz