Белан Л.Н.

БИБЛИОТЕЧНАЯ ИННОВАТИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА


Согласно новой парадигме развития путь к успеху в третьем тысячелетии обеспечивает интеллектуализация наравне со способностью к постоянным инновациям, где получит возможность самореализовываться каждая личность.

Понятие "инновация" было введено в литературу сравнительно недавно. В 60-70-е гг. во время бурного развития науковедческих школ это понятие практически не использовалось. Уже 90-е гг. стали резко отличаться обилием публикаций об инновационной деятельности (А.И. Пригожин, П.Н. Завлин, Р.А. Фатхутдинов, С.Д. Ильенкова и др.). В библиотечной отрасли их авторами стали В.А. Минкина, С.Г. Матлина, Н.А. Толканюк, С.С. Серейчик, Е.Ю. Качанова. Кардинальные изменения в библиотечной деятельности (среда функционирования библиотеки, информационные ресурсы, технология работы и т.д.) привели к инновационному пути ее развития.

Формируется законодательная база в сфере инновационной деятельности, которая определяет правовые, экономические и организационные основы ее государственного регулирования. Нормативно-правовые документы являются необходимыми для стимулирования инновационных процессов и в развитии библиотек.

Управленческие, организационные, содержательные, технологические и другие нововведения в библиотеках оформились в термин "инновация", который применительно к библиотечному делу впервые появился в 1997 г. В нем инновация определена как "обновление продукции и услуг, осуществляемые библиотекой, ее технологией, форм и методов управления и т.д., обеспечивающее поддержание и совершенствование современного имиджа, качества обслуживания, конкурентоспособности среди других библиотек" (Библиотечное дело. Терминологический словарь.-М.,1997.-С.45). Широко известна работа Всероссийской школы по библиотечной инноватике.

Современное состояние инновационной деятельности библиотек и осмысление его в библиотековедческих диссертационных исследованиях, научных изданиях и публикациях явились основой создания специального курса. Курс по библиотечной инноватике в качестве экспериментального введен на факультете библиотековедения и информатики в Харьковской государственной академии культуры. Цель курса состоит в формировании у студентов новых черт профессионального менталитета - потребности обновлений в библиотеке, способности инициировать инновации, внедрять их в практику. Значение курса определяется его образовательным пространством - содержательным наполнением и особым методическим обеспечением. В курсе рассматриваются такие вопросы, как инновация (нововведения) - процесс и инновация - результат, объекты инновационной деятельности, источники и типы инноваций, классификация библиотечных инноваций, инновационные проекты, продукты и услуги, инноватика как объект менеджмента и др. Связь с библиотеками, знакомство с индивидуальным и коллективным творчеством дает возможность студентам не только наблюдать за инновационной деятельностью, но и принимать участие в ней, следить за механизмом познания изменений, опытом внедрения инноваций в профессиональной среде. Научные и методические подразделения областных библиотек разрабатывают инновационные проекты, отслеживают инициативы, возникающие и реализуемые в библиотеках независимо от их статуса. Не показатели работы библиотеки, а инновации начинают становиться мерилом ее оценки. Однако формы отчетности библиотек не полностью удовлетворяют потребности в информации по инновационной деятельности.

Рассматривая библиотечную инноватику как учебную дисциплину, следует выделить нерешенные проблемные вопросы, связанные с ее теорией и методикой - выявлением, трансляцией, оценкой библиотечных инноваций и др. Обсуждение этих вопросов на семинарских занятиях стимулирует учебный процесс, научно-творческую работу студентов. В ходе выполнения практических и лабораторних занятий осуществляется мониторинг библиотечных инноваций, поиск информации в Интернет, наполнение рубрики "инновационная деятельность библиотек" в библиографической базе данных, изучение инновационных заявок, проектов, документов информирования (методических разработок, рекомендаций, отчетов НИР, рекламных материалов и др. документных свидетельств).

Курс "Библиотечная инноватика", раскрывающий системную деятельность, является интегративным, поскольку является своеобразным смысловым узлом, комплексным по своей природе. Развитие библиотечного дела как процесс возникновения новых явлений является одним из наиболее существенных признаков интеграции знаний. Существующая теория дидактической интеграции определяется как форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и связях интеграции в учебном процессе. Курс является фактом движения от внутрипредметной к межпредметной интеграции.

Hosted by uCoz