Арзуханов А.С.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ГПНТБ РОССИИ

Для совершенствования деятельности ГПНТБ России в области непрерывного образования кадров потребовалось создание инновационной образовательной структуры, осуществляющей учебный процесс на принципиально новых позициях Учебно-методического центра (далее - Центр).

Лицензированию на право образовательной деятельности Центра предшествовали исследования, позволяющие обосновать приоритетные направления в процессе повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров библиотеки, упорядочить систему учебных курсов профессиональной дополнительной подготовки специалистов библиотеки и других организаций, адекватных задачам каждого направления программы курсов на всех этапах обучения, обосновать методические подходы к содержанию учебных программ и учебного процесса.

В нашем исследовании план подготовки эффективного образовательного процесса в Центре имел целью: а) выявить информационные учебные потребности слушателей курсов; б) на основе требований слушателей курсов определить цели и задачи дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов и разработать соответствующую структуру учебных программ курсов повышения квалификации; в) определить наиболее эффективные формы учебного взаимодействия программ для достижения указанных целей и задач; г) разработать учебные программы и учебный план; д) разработать механизм обратной связи с преподавателями и слушателями курсов для постоянной корректировки учебных программ и учебного процесса; е) проверить уровень достижения намеченных целей и задач учебного процесса повышения квалификации кадров; ж) регулярно оценивать результаты их исполнения, эффективность и качество обучения специалистов.

После выявления информационных и учебных потребностей слушателей курсов, формирования целей и задач необходимо было определить методы обучения и содержание программ. Мы пришли к выводу, что для формирования новой библиотечно-информационной культуры специалистов выбор методов обучения зависит от следующих условий: предмет подготовки, знания и навыки специалистов-слушателей курсов, количество обучающихся, имеющиеся в Центре средства для развития процесса повышения квалификации, подготовка и переподготовка кадров, сроки подготовки.

В своем исследовании под библиотечно-информационной культурой мы понимаем способность специалистов библиотеки адекватно воспринимать достижения научно-технического прогресса в сфере библиотечно-библиографического обслуживания и информационного обеспечения, в том числе и в своей профессиональной деятельности, умения их выбирать и рационально использовать для повышения эффективности и качества обслуживания читателей и потребителей научно-технической информации.

На содержание программ, по-нашему мнению, оказывает влияние, кто является инициатором обучения. В любом случае, содержание программ разрабатывается в соответствии с выявленными информационными потребностями и целями профессиональной подготовки специалистов в Центре. Однозначно оно должно удовлетворять как сам Центр, так и участников учебного процесса, осваивающих эти программы. Таким образом, создаются условия для взаимосвязи обучения и учения, развития и саморазвития, возможности выбора, формирования и развития библиотечно-информационной культуры.

Анализ литературы показал, что существует возможность оценить эффективность обучения слушателей курсов повышения квалификации. Например, 5-уровневая модель Уоллеса, включающая следующие факторы: посещаемость занятий, мнение слушателей о качестве учебного процесса, объем полученных знаний, применение их на практике, результативность (т.е. конкретная польза слушателю, библиотекам или службам информации, где он работает) - является наиболее приемлемой для наших задач. Саму же оценку необходимо проводить в процессе аттестации обучающихся, улучшать программу учебных курсов. Улучшение подразумевает, что данная или будущая учебная программа станет еще совершеннее. Таким образом, предметом оценки становится не только система знаний слушателей курсов, но и процесс обучения.

К числу факторов, влияющих на качество обучения и обеспечивающих его эффективность, относятся: научное планирование и четкая организация учебного процесса в Центре; кадровое обеспечение образовательного процесса, участие в нем ученых и преподавателей вузов, специалистов ГПНТБ России, имеющих большой опыт научной и педагогической деятельности; информационное обеспечение образовательного процесса и его своевременное обновление; наличие достаточного аудиторного фонда в Центре и его материально-техническое оснащение современным компьютерным оборудованием и телекоммуникационной сетью.

Основная цель дальнейшего развития процесса обучения специалистов в Центре должна заключаться в создании эффективной системы управления системой повышения квалификации, обеспечивающей динамичное развитие Центра и высокое качество образовательной деятельности в ГПНТБ России.

Hosted by uCoz