Артёмова Т.Н.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ К РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

Курс "Иллюстрирование детской книги" - важнейший элемент профессиональной подготовки библиотекарей детских библиотек. Содержательные связи и преемственность курса с дисциплинами книговедческой, эстетико-литературной, психолого-педагогической и библиотековедческой направленности. Цели и задачи курса в подготовке высококвалифицированных кадров.

Знакомство студентов со спецификой художественной иллюстрации, её ролью и местом в книге для детей и руководстве детским чтением. Рассмотрение многосторонних связей художественно-графических изображений с формой и содержанием литературных произведений. Раскрытие эстетического, познавательного и воспитательного потенциала иллюстраций детской книги. Формирование у студентов исходного понимания иллюстрированной книги как литературно-графического целого.

Важность освоения студентами специфического изобразительного языка и основ анализа художественных иллюстраций как произведений книжно-графического искусства. Особенности индивидуальных средств художественной выразительности и их роль в создании графических эквивалентов литературной образности. Значение цвета и цветовых сочетаний, линии и композиции рисунка, решения пейзажа, костюма, интерьера, жестов, мимики, движений героев для раскрытия содержания и формы литературного произведения: его темы, идеи, сюжетного действия, системы образов, композиционного и ритмического построения и т.д. Место практических занятий в понимании средств художественной выразительности, овладение методикой самостоятельного анализа иллюстраций студентами.

Аспект изучения творчества ведущих мастеров детской книги - важнейшая часть курса, содержательная основа подготовки студентов к работе с художественной иллюстрацией и иллюстрированной книгой в детской библиотеке. Характеристика основных принципов изучения художественного наследия мастеров детской книги: историко-хронологическая последовательность; широкий литературно-художественный и социально-политический контекст; выявление закономерностей и логики развития художественного процесса; раскрытие биографических данных мастера в их соотнесённости с особенностями его творчества и художественного языка; характер группировки материала внутри рассматриваемого периода по признакам жанрово-тематической направленности творчества мастеров, их принадлежность к определённой школе, художественной традиции и т.д.

Аспекты использования полученных студентами художественных знаний в формах и методах библиотечной работы. Массовость и доступность искусства книжной графики; мировое признание лучших отечественных мастеров; художественно-графический потенциал книжных фондов детских библиотек- важнейшие условия и предпосылки работы с художественной иллюстрацией в целях эстетического воспитания юных читателей. Знакомство студентов с основными звеньями системы эстетического воспитания читателей в детской библиотеке.

Значение задач художественного образования и просвещения читателей в области книжной графики: её специфики, языка, творчества ведущих иллюстраторов и т.д. Методика подготовки и проведения в библиотеке художественно-образовательных циклов групповых бесед и выставок, игр по книжным иллюстрациям с юными читателями.

Приобщение детей к самостоятельному творчеству на основе иллюстрирования, развитие художественного мышления, способностей и навыков изобразительной деятельности- важный аспект профессиональной подготовки библиотекарей детских библиотек. Знакомство студентов с основными формами организации игровых занятий с детьми по индивидуальному и коллективному иллюстрированию литературных произведений, созданию образов и событий книги; оформлением библиотечных выставок, альбомов детского рисунка и их методикой.

Подготовка студентов к профессиональной пропаганде иллюстрированной детской книги как литературно-графического целого во всех формах и направлениях библиотечной работы. Аспекты использования художественных иллюстраций в процессах индивидуального руководства чтением для углубленного раскрытия идейно-образного содержания литературы; опора на художественно-графический материал в формах массовой пропаганды иллюстрированной книги для детей: организации библиотечных праздников, утренников, литературных вечеров и т.д.- и методика их проведения.

Неисчерпаемость творческих возможностей в организации библиотечной работы с художественной иллюстрацией.

Hosted by uCoz