Алешин Л.И.

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЗУЧЕНИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ БИБЛИОТЕК


Вопросами строительства, оборудования, технических средств механизации и автоматизации библиотек в России активно занимаются с 60-х гг. XX в. Все эти аспекты являются компонентами подсистемы библиотеки, получившей название "материально-техническая база" (МТБ). С 1964 г. в журнале "Библиотекарь" публикуются материалы на эти темы. В этом же году при Совете экономической взаимопомощи (СЭВ) был создан Координационный центр европейских социалистических стран по вопросам архитектуры, строительства, оборудования, механизации и автоматизации библиотек, который возглавил российский специалист Ф.Н. Пащенко.

Однако в конце 70-х гг. ряд библиотечных специалистов весьма скептически и даже отрицательно отнеслись к проблемам, связанным с МТБ библиотек. Забегая вперед, отметим, что, подобная тенденция наблюдается и с конца 90-х гг. XX в. по настоящее время. В 1976 г. А.Я. Черняк, А.Н. Ванеев, А.Л. Гольдберг, И.М. Фрумин и другие высказали мнение, что вопросы, связанные с МТБ библиотек, не входят в сферу библиотечной науки. Активную противоположную позицию занял Ю.Н. Столяров. С тех пор и поныне он является сторонником освоения библиотечными специалистами основных вопросов, связанных с МТБ библиотек. К нему присоединились Л.З. Амлинский, А.Р. Зимоненко, М.Я. Дворкина, Н.С. Карташов, К.Б. Лаврова, В.В. Скворцов и др. В учебном пособии "Общее библиотековедение", вышедшем в 1997 г., Н.С. Карташов определил МТБ равноправным элементов системы библиотеки. В первой части этого же пособия В.В. Скворцов включает в состав частного библиотековедения предмет "Технические средства библиотечной работы".

В противовес противникам МТБ специалисты всё больше стали склоняться рассматривать проблемы, связанные с автоматизацией библиотечных процессов. Более того, в специальной литературе появились материалы, в которых говорится об автоматизированных библиотеках, например, статья С.А. Сбитнева, В.С. Брюхова и Р.С, Шикова в журнале "Библиотекарь" за 1978 г. озаглавлена "Автоматизированная библиотека вуза".

Разработкой учебных пособий по проблемам изучения МТБ в России занимались, в основном, специалисты соответствующих областей науки, главным образом информатики. В большей степени они работали в вузах культуры на кафедрах информатики, технических средств и т.п.

В России "Технические средства..." как учебную дисциплину начинают изучаться в 50-60-е гг. ХХ в. Первое учебное пособие под названием "Технические средства библиотечной работы" под редакцией А.В. Соколова вышло в 1982 г. По тем временам это были не просто долгожданные учебные, но и революционные для библиотечного дела, практические материалы. Они заложили важный фундамент в представлении библиотечных специалистов о возможностях использования широкого спектра технических средств, особенно средств вычислительной техники и связи, в библиотеках.

В дальнейшем, до конца XX в., подобные труды в России не выходили. Лишь в отдельных вузах страны выпускались учебные и учебно-методические пособия. Например, в Кемеровском государственном институте культуры (КГИК) в 1983 г. под редакцией В.П. Лушникова вышли "Методические рекомендации по изучению курса "Технические средства библиотечной работы" на заочном отделении".

В конце 80-х гг. у некоторых специалистов в данной области сложилось мнение, что из курса "Технические средства библиотечной работы" следует выделить темы, связанные с автоматизацией библиотечных процессов и сформировать самостоятельные дисциплины, например, "Автоматизированные информационные и библиотечные системы". Эта проблема обсуждалась в 1987 г. на конференции в Кемерово (КГИК). С внедрением в КГИК специализации "Технология автоматизированной обработки информации в библиотеке" такое решение можно считать вполне оправданным. Затем стали появляться самостоятельные учебные дисциплины, как правило, спецкурсы, "Гипертекстовые и экспертные системы", "Автоматизированные библиотечно-информационные системы" и др.

Таким образом, в значительной степени логичные локальные решения в дальнейшем, к сожалению, привели к почти полному исчезновению в вузах культуры и искусств дисциплин, связанных с техническими средствами для библиотек. Претерпело изменения название и содержание этой учебной дисциплины. В середине 90-х гг. XX в. в стандарте на библиотечно-библиографическое образование она была обозначена как "Технические средства библиотечно-библиографической деятельности".

Отметим, что за 20 лет, прошедших с выхода в свет учебного пособия под редакцией А.В. Соколова, некоторые изложенные в нём аспекты перестали быть актуальными, а иные претерпели значительные изменения, связанные с широким внедрением новых информационных технологий (НИТ), технических и программных средств и систем. Например, такие вопросы, как средства машинописи изучаются в цикле дисциплин документоведения, которые ведутся в большинстве вузов, осуществляющих подготовку специалистов библиотечно-библиографического профиля.

Вопросы программирования, если таковые необходимо изучать всем библиотечно-библиографическим специалистам, целесообразно изучать в рамках специальных дисциплин, что и осуществляется в ряде вузов страны. То же в большинстве случаев относится к автоматизированным библиотечно-библиографическим системам и процессам. Их изучение может осуществляться как в рамках рассматриваемого, так и вычлененных самостоятельных курсов.

Это зависит как от специализации, так и от возможностей каждого конкретного вуза. К сожалению, приходится констатировать, что у большинства вузов культуры и искусств России нет специалистов в данной области, что, видимо, обусловливает их глобальный отход от изучения всего или достаточно широкого спектра технических средств, возможных для использования в практической деятельности библиотек, и переход к изучению информационных технологий. Такое решение не только не оправдано, но и пагубно сказывается на профессиональной подготовленности специалистов библиотечно-библиографического профиля.

Отметим, что технологии и технические средства - это не адекватные понятия. Технологии, хотя и могут включать использование соответствующих технических средств, всегда хотя бы несколько отдалены от технических (порою достаточно сложных) средств. Поэтому технологии гораздо легче воспринимаются гуманитариями. Однако это неверный путь. Современный высококвалифицированный специалист с высшим (тем более университетским), в том числе гуманитарным, образованием должен иметь хотя бы представление о возможностях использования и основных характеристиках современных универсальных технических средств. Более того, в высшем образовании с конца XX в. определено внедрение в гуманитарное образование дисциплин естественнонаучного цикла и наоборот.

Таким образом, отказ от изучения технических средств и технологий их применения в библиотеках, переориентация только на технологии создания, поиска, хранения и передачи информации неверное для высшего библиотечного образования направление. Кроме того, такая переориентация неправомерна. Технологии должны дополнять технические средства, базироваться на их применении, определяя тем самым состав и направление развития библиотечных технологий.

Несмотря на активную в большей степени практическую деятельность, направленную на внедрение технических средств, особенно автоматизации, в библиотеки, до 2001 г. новые учебные пособия не выходили, хотя обучение в данном направлении велось по соответствующим программам. Так, например, в МГУКИ в начале 90-х гг. под редакцией В.В. Цуркана вышла программа "Автоматизация и механизация библиотечных процессов" (1994). Кемеровский ГИК (Н.И. Колкова Н.И и С.А. Сбитнев) выпустил в 1995 г. Толковый словарь-минимум "Автоматизация и механизация обработки информации" и др.

Отметим также, что исследование материалов, посвящённых обучению библиотечно-библиографическим специальностям в ряде вузов культуры и искусств России, наводит на мысль, что в большинстве из них не готовят специалистов, способных активно и грамотно внедрять и использовать современные технические средства в библиотеках. Многие специализированные кафедры этих вузов (например, информатики) ориентируются на обучение по специальности "Прикладная информатика в социально-культурной сфере" и т.п. Этим, видимо, и объясняются их анонсы о том, что специалисты, получившие образование в данных вузах, будут уметь разрабатывать и эксплуатировать информационные системы в гуманитарных областях, осуществлять поиск и представление информации в глобальной информационной сети, готовить дизайн информационных и рекламных материалов, эксплуатировать и модернизировать информационные технологии, работать с информационно-поисковыми системами любых типов.

С одной стороны, можно предположить, что некоторые технические средства (в основном компьютеры, принтеры и т.п.) включены в состав таких учебных дисциплин, как "Информатика", "Автоматизированные библиотечно-информационные системы" и т.п. С другой, - совершенно очевидно, что кроме этих технических средств в библиотеках используются и многое другое, в том числе инженерные коммуникации (а не только телекоммуникации), которые в современном библиотечно-библиографическом образовании незаслуженно пытаются придать забвению. При этом следует иметь в виду, что технические средства имеются везде, в любых организациях, учреждениях, фирмах, компаниях и т.п. Недаром в образовательном стандарте в конце XX в. появилась дисциплина "Технические средства информатизации" (по отраслям знаний). Совершенно уверенно можно говорить, что курс "Технические средства библиотечно-библиографической деятельности" вписывается в это представление, если его содержание соответствует основным разделам и темам стандарта.

Переориентация обучения техническим средствам на изучение информационных технологий неправомерна. Одни должны дополнять другие, определяя состав библиотечно-библиографических технологий.
Возвращаясь к рассмотрению технических средств, отметим, что, во-первых, для библиотек и информационных служб они специально практически не выпускаются и поэтому являются универсальными, т.е. находят применение практически в любых отраслях знаний и областях деятельности человека, в том числе в учебном процессе.

Во-вторых, будущим (да и настоящим) информационным (в том числе библиотечным) специалистам необходимо изучать широкий спектр современных технических средств, которые, несомненно, будут применяться в их практической деятельности.

В-третьих, необходимо создавать и оперативно обновлять учебные пособия, в которых наиболее полно отразились бы не только сведения о современных технических средствах, технологиях и программах в области информационной, в том числе библиотечно-библиографической, деятельности, но и давались бы рекомендации по их эффективному использованию в библиотечно-библиографической практической деятельности. В связи с этим в 2001 г. вышло учебное пособие автора "Автоматизация в библиотеках" (в 2-х частях), которое, несмотря на такое название, отражает многие вопросы курса "Технические средства библиотечно-библиографической деятельности". Другие аспекты найдут своё место в готовящемся к выходу в 2003 г. учебно-практическом пособии "Аудиовидеотехнические средства в библиотеке" и др.

Hosted by uCoz