Акулич В.А.

КОНТРОЛЬ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ


Важнейшей формой учебного процесса является самостоятельная работа студентов. Мы считаем, что самостоятельная работа студентов - это творческая работа обучаемых, выполняемая индивидуально по методическому заданию преподавателя и контролируемая им.

Без самостоятельной работы студентов невозможно не только овладение любой вузовской дисциплиной, но и формирование специалиста как профессионала. Не зря Д.Г. Дьюи - первый теоретик университетского образования считал, что университетское образование, должно заниматься "интеллектуальным развитием студентов, чтобы научить их возможностям и методам делать правильные суждения о сути явлений и постоянно стремиться к поиску истин". А это возможно только при серьезнейшей индивидуальной работе обучаемого с документами.

Естественно, важнейшей функцией является контроль за ней. На кафедре библиотековедения Белорусского университета культуры используются четыре вида, контроля: текущий, тематический, рубежный и итоговый. Преподаватели используют разнообразные методы контроля: эвристические беседы, разнообразные таблицы выводов, дневники аналитических решений. В процессе проведения лекций семинарских и лабораторных занятий широко используются разнообразные миниконтрольные, ролевые и ситуационные игры и другие активные методы.

Однако контролировать на более высоком уровне, позволяет программированное обучение. В его основу положена индивидуальная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Программированное обучение позволяет преподавателю более гибко и качественно осуществлять функции контроля. Возникает возможность не только для анализа результатов успеваемости, но и для объективной оценки сложности вопросов экзаменатором.

Программированное обучение может осуществляться как с помощью компьютерной программы контроля знаний, так и с помощью отпечатанных тестов на бумаге. Можно создать тесты приемлемые как для компьютера, так и в бумажном варианте. На каждый вопрос написать 5 вариантов ответа и только один будет правильный. Все вопросы и ответы необходимо пронумеровать. Можно их демонстрировать с помощью аудиовизуальных средств или просто раздать обучающимся. Студенты на отдельном листе бумаги, напишут свою фамилию, выпишут выбранные ими номера ответов. Затем обменяются ответами между собой. И тогда преподаватель назовет правильные номера ответов. Каждый проверяющий быстро отметит правильные и неправильные ответы. И укажет их сумму. Затем определит оценку по нормативам, преподавателя. Данный метод, во-первых, облегчает труд преподавателя, во вторых, лишен субъективизма, в-третьих, прост и экономичен, в-четвертых, возможен для студентов, не владеющих или боящихся компьютера, в-пятых, надежен. Компьютеры, как и любая техника способны ломаться, а бумага - нет. Тесты могут использоваться многократно.

На кафедре создан также электронный вариант тестов в программе "КРАБ" по различным курсам. Компьютерная программа контроля знаний включает следующие составляющие: подготовка текущего рубежного и итогового контроля, проведение контроля, анализ результатов, управление базами данных по экзаменуемым. Так, по курсу "Библиотечно-информационный маркетинг" с помощью тестов проверяется усвоение таких источников, как: Борхард К. и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек. - М., 1993. - 143 с. Клюев В.К., Ястребова Е.М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой ) Учеб. пособие. - М., 2002. - 144 с.; Маркетинг - современная концепция управления библиотекой: науч.-реф.сб./Сост. С.Д. Колегаева; РГБ. - М.: РГБ, 1994. - 146 с.; Матлина С. Привлекательная библиотека или что может реклама: Практич. пособие. - М.: Либерея, 1997. - 96 с.; Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер и др.- 2-е изд. - СПб.: Вильямс, 2000. - 944 с.; Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1999. - 256 с.; Уэйнганд Э., Дарлин У. Управление современной публичной библиотекой: стратегия развития. - М.: Рудомино, 1997. - 222 с.
Мы убеждены, что тестовый контроль может быть только ступенькой для перехода к созданию электронных учебников и электронных хрестоматий.

Hosted by uCoz