Адамьянц А.О., Арзуханов А.С.

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ГПНТБ РОССИИ


Повышение профессионального уровня и знаний библиотечных специалистов - важная функция ГПНТБ России, успешное решение которой способствует обеспечению высокого качества библиотечного обслуживания и информационного обеспечения читателей и потребителей научно-технической информации.

В 2001 г. в функциональной структуре ГПНТБ России образован Учебно-методический центр (далее - Центр) с целью организации профессиональной внутрибиблиотечной системы дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов функциональных, научно-исследовательских и научно-методических подразделений, проведения научных и учебно-методических работ для обеспечения функционирования системы непрерывного образования кадров библиотеки, содействия высшим и средним учебным заведениям в подготовке специалистов и абитуриентов. Следует отметить, что дополнительное образование не является самостоятельным уровнем профессионального образования. Обучение по программам дополнительного образования возможно только при наличии обязательного базового среднего, высшего или послевузовского профессионального образования.

ГПНТБ России располагает учебными и технологическими помещениями, оснащенными современной вычислительной техникой с представлением сетевых режимов работы, что позволяет полностью обеспечить слушателей курсов повышения квалификации учебно-методической литературой и документацией в печатной и электронной формах.

Качество подготовки слушателей курсов повышения квалификации гарантируется как наличием высококвалифицированных научных и педагогических кадров в составе сотрудников библиотеки, так и привлечением к образовательному процессу ведущих специалистов вузов и других учреждений, владеющих знаниями в области новых информационных технологий в библиотечно-библиографической и информационной сферах.

В соответствии с полученной лицензией Комитета образования Правительства Москвы (серия А, Регистрационный номер 011677) Центр с 2002 г. имеет право на ведение образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) и проводить обучение по трем программам: "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах", "Интернет/Интранет технологии" и "Библиотечный маркетинг".

В лицензии и в приложениях к ней указывается и приводится содержание программ и направлений, по которым дается право Центру вести учебную деятельность, указываются заявленный уровень (ступень) и нормативные сроки обучения по каждому направлению. Контрольные нормативы и пределы численности обучающихся определены на основе документов, подтверждающих право на владение, пользование соответствующими принятым нормативам помещениями, учебно-материальной базой, библиотечным фондом. Соответствие условий осуществления образовательного процесса установлено по местным требованиям по части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и преподавателей, оборудования учебных помещений и оснащенности учебного процесса. Лицензия выдана на 3 года, но не дает права на выдачу документа государственного образца о получении профессионального образования. Вместе с тем в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (п. 1, ст. 27) лицам, завершившим обучение и прошедшим итоговую аттестацию в Центре, выдаются соответствующие документы о повышении квалификации по курсовой квалификации, определенные Центром по согласованию с Минпромнауки России. Данные образовательные документы являются существенным аргументом для повышения должностной категории библиотечных и информационных работников и переаттестации их на более высокие разряды и оплату труда.

Известно, что ГПНТБ России является базовой организацией обучения студентов библиотечно-информационного факультета МГУКИ по кафедре информационных технологий и электронных библиотек. Центр ежегодно обеспечивает все необходимые условия студентам для овладения теоретическими знаниями и приобретения практических навыков. Например, в 2002/2003 учебном году свыше 500 студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения прошли подготовку в ГПНТБ России по дисциплинам, читаемым кафедрой информационных технологий и электронных библиотек.

Наиболее эффективными в 2002 г. оказались результаты учебных мероприятий, проведенных совместно с Ассоциацией электронных библиотек и новых информационных технологий, по программе курса "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах". На них обучалось 20 специалистов из библиотек различного типа Ямало-Ненецкого Автономного округа. Это были первые слушатели курсов Центра, получившие первые удостоверения по повышению квалификации установленного образца.

Следует также отметить работу тренинг-центра Корпоративной сети публичных библиотек Москвы. В течение года в ГПНТБ России были проведены тренинги по трем базовым специализациям: "Создание и администрирование Интернет/Интранет серверов узлов корпоративной библиотечно-информационной системы", "Создание и использование информационных ресурсов общего пользования корпоративных сетей", "Обслуживание пользователей корпоративных сетей", на которых было обучено свыше 70 специалистов, имеющих первоначальных опыт работы в условиях локальных автоматизированных библиотечно-информационных систем.

Обучение и тренинги библиотечных специалистов различного профиля и ведомственной принадлежности по названным выше специализациям с целью подготовки специалистов в области современных библиотечных телекоммуникационных технологий для работы в условиях создания и функционирования библиотечных корпоративных систем и сетей ГПНТБ России проводит в рамках проекта "Создание и развитие корпоративной сети московских библиотек", поддержанного Институтом "Открытое общество".

Таким образом, создание Центра повлекло за собой изменения в структурной организации внутрибиблиотечной системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров ГПНТБ России, в подходах к управлению учебного процесса, взаимодействию субъектов образовательного пространства библиотеки и вуза, в формировании принципов организации и содержания дополнительного образования, а также представлений о качестве образования как библиотечных специалистов, так и студентов МГУКИ. Созданная модель учебного процесса в Центре дает положительные результаты по востребованности учебных программ и по итогам обучения специалистов и студентов.

Hosted by uCoz