Симонов Р.А.

ДОПОЛНЕНИЕ К “УЧЕНИЮ” КИРИКА В БИБЛИОТЕКЕ ИОНЫ СОЛОВЕЦКОГО

“Учение им же ведати человеку числа всех лет” – знаменитый календарно-математический трактат, написанный ученым новгородским монахом Кириком в 1136 г., сохранился в пяти позднейших списках XVI и последующих столетий. Влияние этого произведения на современников отразилось в отклике-трактате 1138 г. (Симонов Р.А. О новом древнерусском тексте 1138 г. // Историко-математические исследования (ИМИ).- М., 1995. Вторая серия. Вып. 1 (36). С. 66-84). Интерес к “Учению” вновь появился в конце XIV–начале XV вв., о чем может свидетельствовать творчество Епифания Премудрого (Симонов Р.А. О возможном влиянии Кирика на Житие Стефана Пермского // Мир житий.- М., 2002.- С. 141-145). Реминисценции “Учения” Кирика также представлены среди материалов Ионы Соловецкого (Морозов Б.Н., Симонов Р.А. Календарные мотивы “Учения” Кирика (1136) у Ионы Соловецкого (последняя четверть XVI в.) // Россия в IX–XX вв. Проблемы истории, историографии и источниковедения.- М., 1999.- С. 286-190).

Странствующий монах-клирошанин Иона Соловецкий создал уникальную библиотеку-архив, которую частично носил с собой. Сохранилась только небольшая часть этой библиотеки (250) листов, громадной первоначально по количеству текстов. О значительном объеме библиотеки позволяет судить ее описание, составленное самим Ионой. Тем не менее, она была достаточно компактной из-за применения Ионой необыкновенно мелкого каллиграфического почерка. Эта библиотека представлена сборником (РНБ, Q.XVII. № 67), в котором содержатся уникальные списки исторических, литературных и естественнонаучных произведений (Морозов Б.Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в библиотеке странствующего монаха Ионы Соловецкого (к вопросу о распространении переписки в конце XVI – начале XVII в.) // Московская Русь (1359-1584): культура и историческое самосознание.- М., 1977.- С. 475-499).

Среди этих сочинений А.А. Романова выделила “неизвестное по другим спискам произведение, датируемое в тексте 7042 (1534) г. – “Сказание известно вкратце временем и летом обхождение…” (л. 151-152 об.) (см. Приложение 5). (Романова А.А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV-XVII вв.- СПб., 2002.- С. 261). В Приложении 5 указанное произведение названо “Сказание…о велицем крузе миротворнем” (С. 333).

Произведение начинается словами: “Сказание известно вкратце временем и летом обхождениа от Адама и до сего времени и о велицем крузе миротворнем, еже есть алфа, в кои лета поновляется, и о солечном крузе, и о луннем, и о индикте, и яко не ново сия но изначала сотворена суть, и о месяцех и о неделях, и днех и часех, и учение, како обрести Пасха, и како чтется рука граничнаа святых отец седмаго собора вселенскаго” (С. 333).

Последующий текст посвящен расчетам числа солнечных, лунных и индиктных “кругов” на начало 2-го миротворного круга (далее - МК), то есть к 533 г., затем на начало 3-го МК, то есть к 1065 г. и т.д. Вычисления доводятся до 14-го МК, то есть 6917 г. Оканчивается “Сказание” словами: “А ныне лето от сотворениа миру 7040-е” (С. 334), которые дополняются вычислениями о количестве лет текущего 14-го МК, о числе солнечных, лунных и индиктных “кругов” в 7040 г. и текущем годе каждого из “кругов”. Указание точного года составления расчетов 7040 (1532) г. позволяет считать недоразумением указание А.А. Романовой другой даты произведения 7042 (1534) г., как якобы написанной в тексте.

Содержание “Сказания” говорит о том, что в нем нет данных “о месяцех и о неделях, и днех и часех, и учение, како обрести Пасха, и како чтеся рука граничнаа святых отец седмаго собора вселенскаго”. Поэтому можно предположить, что автор имел в виду некое произведение, которое брал за образец. Перечисленные сведения соответствуют содержанию “Учения” Кирика, в котором даются расчеты как о числе солнечного, лунного, индиктного “кругов”, так и о числе месяцев, недель, дней и часов. В “Учении” также даются результаты пасхальных вычислений: даты пасхального полнолуния (“еврейской Пасхи”) и христианской Пасхи. В “Учении” не сообщается, какими пасхальными таблицами пользовался Кирик, хотя в современной науке считается, что он опирался в расчетах на календарные “руки”. Указание в “Сказании” на то, что Пасха “чтется рука граничнаа святых отец седмаго собора вселенскаго” может свидетельствовать о том, что в 1532 г. было также ясно, что Кирик мог применять календарные “руки”. Однако из начала “Сказания” не следует, что автору рассматриваемого произведения образцом служило именно “Учение” Кирика. Он мог ориентироваться и на другое сочинение аналогичного содержания.

Важное значение для атрибуции имеет текст в “Сказании”, идущий после процитированной начальной фразы: “Понеже искони сотвори Бог небо и землю и всю тварь видимую и невидимую, да есть оттуду лет до сего времени 7040, а кругов миротворных 13, а четвертаго на десят круга изошло лет 124, а круг великии миротворныи поновляется за пятсот лет и тридесят, и два” (С. 333). Начало фразы является цитатой из Кирика, а данные о МК почти буквально соотносятся со словами “Учения”: “Понеже искони сътвори Б(о)гъ н(е)бо и землю всю видимую сию тварь, да есть оттуду до сего времени лет 6644… Великыи ж(е) пакы есть круг иже дръжит лет 532, да тех круговъ минуло от Адама 12, а третиа на десяте ищло лет 260” (Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет // ИМИ.- М., 1953. Вып.- 6.- С.174, 184).

Стиль изложения в “Сказании” соответствует “Учению” Кирика. Расчеты ведутся на год создания произведений: 6644 (1136) г. Кириком и 7040 (1532) г. автором “Сказания”. (Кстати, еще раз встречающаяся дата свидетельствует о создании последнего в 1532, а не 1534 г., как ошибочно указывает А.А. Романова). Структура вычислений аналогична. Так, Кирик находит (если речь идет о циклах), чему равно полное число циклов и каким по счету является год текущего цикла. Так же поступает автор “Сказания”. Например, из последней цитаты следует, что он дает величину МК (532 года). Затем сообщает, что прошло 13 МК, а 14-го (текущего) идет 124 год. Расчеты верны: 13х532+124=6916+124=7040. Вычисления достаточно высокой точности для Средневековья – черта, сближающая “Сказание” с творчеством Кирика. Между прочим, как бы сомневаясь в правильности этого, А.А. Романова снабдила вопросительным знаком расчеты автора “Сказания” о числе лунных кругов в 7040 г.: “а лунныи круг 370-е, лето десятое (?)” (С. 334). Тогда как расчеты верны: 370х19+10=7030+10=7040.

Таким образом, есть достаточно оснований считать, что “Сказание…о велицем крузе миротворнем” 1532 г. написано под влиянием “Учения” Кирика. “Сказание” расширяет номенклатуру расчетных данных “Учения” за счет учета каждого цикла МК., дополняя трактат Кирика соответствующими вычислениями его типа и научного уровня.

Hosted by uCoz