Родионова Л.В.

ПЕРВЫЕ ВЫСТАВКИ НАРОДНОЙ КАРТИНКИ

Изучение народной картинки прочно вошло в число научных направлений, интерес к которым не угасает с начала XIX в. и вплоть до наших дней. При этом на протяжении долгого времени отношение к лубку в научных и художественных кругах оставалось поверхностным и негативным. Конец XIX - начало ХХ в. ознаменовались целым рядом выставок, на которых экспонировались народные картинки. Несмотря на довольно ограниченные хронологические рамки, выставки отразили существенные изменения, которые произошли во взглядах культурного общества на лубок.

Первая выставка лубочной картинки проводилась Комитетом грамотности в сентябре-октябре 1891 г. в здании Императорского Вольного экономического общества. Цель устроения выставки была заявлена широко: “Ознакомить с современными народными картинами, показать успехи, сделанные в их издании, а также развитие изящного художественного вкуса в народе, достигнутое в последнее время, и тем самым способствовать установлению правильного на них взгляда и таким образом помогать улучшению, как со стороны художественной, так и воспитательно-учебной”. Кроме того, выставка носила благотворительный характер: средства, полученные от продажи билетов, за вычетом затрат на устроение, шли на приобретение и рассылку книг для бедных сельских школ.

На выставке был представлен лубок из собраний Д.А. Ровинского, П.П. Потоцкого, П.А. Шляпкина, И.А. Голышева, И.Д. Сытина, М.Т. Соловьева и др.

В апреле 1902 г. была проведена выставка Первого дамского художественного кружка, где, помимо живописных картин, этюдов, рисунков, вышивок и выжиганий по дереву, был представлен лубок. Фактически эта выставка стала отправной точкой, предложенной Первым дамским художественным кружком акции “эстетизации” и “улучшения” лубочной картинки.

Просветительская деятельность кружка не повлекла за собой коренной перестройки народного вкуса, но, тем не менее, вызвала интерес к лубку в интеллектуальных кругах, оказала влияние на формирование художественных воззрений художников “Мира искусств”.

В 1902 г. в Киеве проводилась выставка, приуроченная к пятидесятилетию со дня смерти Н.В. Гоголя, которая не обошла вниманием своеобразные интерпретации лубочников на темы известных произведений. Создателей отдела лубка заинтересовали популярные лубочные книги, представлявшие собой упрощенные и сокращенные вариации по сюжетам гоголевских повестей.

В 1913-1914 гг. народная картинка экспонировалась на нескольких выставках. Именно в этот момент в художественной среде складывается совершенно новый взгляд на русский лубок.

19-24 февр. 1913 г. в здании Московского училища живописи, ваяния и зодчества состоялась “Первая выставка лубков”, организованная Д.Н. Виноградовым. На выставке экспонировался лубок из собраний М.Ф. Ларионова, И.С. Ефимова, Н.С. Гончаровой, Н.Ф. Роговина. Помимо русской народной картинки на выставке были представлены японские, китайские, французские, английские лубки и, кроме того, “новые русские лубки” Н.С. Гончаровой. Создатели выставки проводили идею вневременности народного искусства, поэтому предметы на выставке экспонировались в совокупности с бытовыми предметами – вазами, подносами, трафаретами. Критика неоднозначно оценила выставку: раздавались голоса как “за”, так и “против” экспонирования народных картинок.

Логическим продолжением “Первой выставки лубков” явилась “Выставка иконописных подлинников и лубков”, организованная М.Ф. Ларионовым и проведенная одновременно с выставкой “Мишень” в Художественном салоне на Большой Дмитровке 24 марта - 7 апреля 1913 г. На ней были представлены лубки, иконы, вывески, предметы крестьянского и городского быта. Фактически эта выставка явилась подтверждением высказанной в 1912 г. в статье Ларионова “Лучистая живопись” мысли о вневременном и внепространственном характере истинного искусства. Художественная система лубка, впитавшего в себя многие традиционные особенности культуры, представлялась своеобразным явлением внеисторического искусства. Поэтому в одной экспозиции запросто уживались и русские народные картинки, и иконописные подлинники, и вывески Пиросмани, и запечатленные в картинах творческие опыты молодых художников.

В период войны, с 20 ноября по 4 декабря 1914 г. в Петрограде состоялась выставка “Война и печать”, где была собрана печатная продукция первых месяцев войны.

Через некоторое время выставка с таким же названием прошла и в Москве. Выставка также устраивалась в благотворительных целях, доход от нее должен был поступить во Всероссийский городской союз помощи больным и раненым воинам. По своему составу она, по-видимому, повторяла экспозицию одноименной петроградской выставки.

С 24 июня по 8 сентября 1915 г. в Манеже Главного Адмиралтейства в Петрограде императорским обществом ревнителей истории была проведена выставка “Война и наши трофеи”. В числе девяти отделов, представлявших вооружение, снаряжение, обмундирование, деятельность санитарных и железнодорожных служб, был и отдел, посвященный печатным изданиям, где экспонировался лубок.

В журнале “Путь освобождения” в 1917 г. была помещена статья А. Грищенко о русской народной картинке, где помимо информации об истории развития, говорилось о проведении в Париже выставки русских лубков. К сожалению, сказать что-либо о последней, кроме того, что выставке имела место, пока не представляется возможным.

Первые выставки лубка ставили целью привлечение внимания образованного общества к проблеме культурного просвещения народа, посредством создания более совершенных народных картинок. Преодоление пренебрежительного, зачастую, негативного отношения к народной картинке стало главным результатом первых выставок лубка.

Выставки, проводившиеся непосредственно накануне войны, в 1913 г., иллюстрировали интерес к лубку в художественной среде, которая не отделяла народную картинку от национального декоративно-прикладного творчества, стремясь черпать в лубке новые идеи для развития современного искусства. Трудно недооценить значение этих выставок, которые повлияли и на творчество самих художников.

Выставки военного времени способствовали формированию нового взгляда современников на народную картинку, как важное изобразительное произведение печати, наделенное информационной и агитационной функциями. Лубки этого времени разнообразные по своему составу стали объектом коллекционирования, не успев стать достоянием прошлого; именно в угоду коллекционерам издавались стилизованные под старинный лубок картинки, широко представленные на всех военных выставках. Благотворительный характер выставок и довольно высокая цена за вход позволяют сделать вывод о значительном прогрессе в восприятии картинок в интеллектуальной среде, в отличие от предшествующего периода. Лубочные картинки превратились в традиционный предмет экспонирования, который, несмотря на многочисленные нападки критики, привлекал аудиторию своей неподражаемой художественной, культурно-исторической ценностью и парадоксальной популярностью.

Hosted by uCoz