Пиггот Е.Ф.

"ТОВАРИЩЕСТВО P. ГОЛИКЕ И А. ВИЛЬБОPГ" КАК ВЕДУЩЕЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА ПО ВЫПУСКУ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДАНИЙ

Издательское и полиграфическое дело в России в начале ХХ в. хаpактеpизовалось обpазованием кpупных акционеpных пpедпpиятий. "Товарищество Р. Голике и А. Вильборг" (далее – "Товарищество") – одно из лучших полиграфических предприятий России того периода было образовано 14 февраля 1903 г. в Петербурге в результате объединения двух ведущих частных фирм отрасли: типолитографии Романа Романовича Голике и фототипии и фотоцинкографии Артура Ивановича Вильборга.

Основным направлением деятельности в уставе "Товарищества" значились подготовка и выпуск изящных художественных изданий. Объединение высококачественного типографского оборудования, а также технологий высокой печати, литографии, фототипии и фотоцинкографии позволило "Товариществу" выполнять заказы самого широкого профиля в данной области. Начало его деятельности было связано преимущественно с выпуском афиш, рекламных плакатов, меню, а впоследствии – художественных альбомов и репродукций картин русских художников.

Одним из первых заказчиков "Товарищества" стала Община Св. Евгении Красного креста, основным источником доходов которой был выпуск художественных открытых писем. Многие открытки, выпущенные "Товариществом", были оформлены известными русскими художниками, например, 6 открыток И.Э. Грабаря "По Северной Двине", 12 открыток А.Н. Бенуа "Русские народные игрушки" и др.

Другим постоянным заказчиком "Товарищества" стал Кружок любителей русских изящных изданий (1903–1917), одним из учредителей которого был Р.Р. Голике. В "Товариществе" были изданы изящно оформленные уставы этой организации, каталоги выставок, устраиваемых ею, а также ряд библиофильских малотиражных изданий, отличающихся высокохудожественным исполнением: "Невский проспект" Н.В. Гоголя с иллюстрациями Д.Н. Кардовского (1905), "Четыре басни И. Крылова" (1907) с рисунками А. Орловского, "Казначейша" М.Ю. Лермонтова в оформлении М.В. Добужинского (1914), "Гравюра и литография" И.И. Лемана (1913).

На базе "Товарищества" был также издан ряд иллюстрированных жуpналов: "Миp искусства" (1904), "Аполлон" (1913-1917), "Сатирикон" (1908–1911) и "Жупел" (1905–1906). В их оформлении в разное время принимали участие лучшие русские художники-графики: А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансеpе, В.А. Серов, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Г.И. Наpбут и дp.

На протяжении существования типографии в ее стенах были напечатаны следующие издания, ставшие шедеврами полиграфического искусства: "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" А.Н. Бенуа (1910) с иллюстрациями "мирискусников"; "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1913) в оформлении Д.Н. Кардовского и Г.И. Нарбута; "Пиковая дама" А.С. Пушкина (1911) с иллюстрациями А.Н. Бенуа; "Евгений Онегин" А.С. Пушкина (1911) с рисунками Е.П. Самокиш-Судковской; "Хаджи Мурат" Л.Н. Толстого (1916) с иллюстрациями Е.Е. Лансере; "Книга маркизы" Ф. Блэй (1918) с иллюстрациями К.А. Сомова.

Полиграфическая продукция "Товарищества Р. Голике и А. Вильборг" неоднократно удостаивалась высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), на выставке "Искусство в книге и плакате" в Петербурге в 1912 г.

В 1918 г. "Товарищество" было национализировано и получило название "15-я государственная типография", а с 1922 г. – "Типография им. И. Федорова".

Стеклянная ваза для фруктов, идеально подойдет к вашему столу.
Hosted by uCoz