Нгуен Вьет Тханг

ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕЧАТИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Не подлежит сомнению, что в условиях рыночных отношений роль статистики значительно возрастает. Прежде всего, потому, что в этих условиях любой продукт, в том числе и книжный, поступает в общественное обращение не по заранее строго определенным государством маршрутам, а отправляется в “свободное плавание” и без постоянного его статистического сопровождения рассчитывать на его успешное завершение вряд ли уместно.

Поэтому перед статистикой печати бывших союзных республик, достигшей в условиях плановой экономики достаточно высокого уровня развития, возникли новые, ранее неизвестные ей организационные, методологические и методические проблемы. Связаны они в, первую очередь, с организацией исчерпывающего статистического учета всех видов издательской продукции, явно усложнившегося в условиях “свободы печати”, с углублением и расширением основных аспектов и показателей статистики печати, стабилизацией, расширением и углублением системы публикаций данных текущего и ретроспективного статистического учета с целью углубления их информативности и гласности и установления “обратной связи” с потребителями статистической информации и др.

Новые организационно-методические и методологические проблемы, естественно, не отменяют прежних наработок статистики печати в этих областях. В частности, остаются неизменными два основных – социальный и экономический – направления статистического изучения издательской продукции.

Остается ведущим аспектом статистического учета издательской продукции изучение ее по целевому назначению, т.е. выяснения, сколько в стране издается научной, учебной, справочной, детской и др. литературы, хотя и здесь нужны определенные коррективы в сторону отражения демократизации современного книгоиздания. Тем более этот аспект разрабатывается только в статистике печати.

Незыблемым остается статистический учет издательской продукции по ее содержанию, так как общество вряд ли когда-нибудь будет безразличным к содержательному ассортименту издаваемой в стране печатной продукции. Но и здесь, как и в статистическом учете по целевому назначению, необходимы определенные коррективы в классификационной схеме государственного библиографического и статистического учета.

Не потерял, несмотря на изменение социально-политической ситуации, своего значения статистический учет издательской продукции по языкам издания, так как образовавшиеся государства СНГ остаются многонациональными и национальные и межнациональные проблемы, находящие свое отражение в печатной продукции, остаются по-прежнему актуальными.

Кроме того, языковый аспект статистического учета издательской продукции является чутким барометром межгосударственных отношений, меры интенсивности обмена культурными и научными достижениями, ставших особенно актуальными в свете европейской и иной геополитической интеграции стран СНГ.

Актуализировался и приобрел более глубокий смысл статистический учет издательской продукции по месту издания, раскрывающий вклад каждого региона в культурное и экономическое развитие страны и одновременно иллюстрирующий демократизацию современного книгоиздания.

Особое значение приобрел статистический учет издательской продукции по издательствам и издающим организациям, раскрывающий непростые пути нынешнего формирования новой издательской системы бывших союзных республиках.

Таким образом, современные проблемы статистического изучения издательской продукции заключаются, прежде всего, в актуализации ранее сформировавшихся направлений, аспектов и показателей статистического учета печатной продукции, в их новом акцентировании, расширении и углублении, в достижении максимальной полноты статистического учета всех видов издательской продукции, т.е. неуклонного выполнения всеми издательствами и издающими организациями Закона “Об обязательном экземпляре документов”. Однако полагаться на соблюдение указанного документа всеми субъектами издательской деятельности в нынешних условиях “дикого капитализма” нет никаких оснований. Поэтому в Украине поднимается вопрос о возобновлении существовавшей практики предоставления Книжной палате дублетных экземпляров отчетной документации всеми издательствами и издающими организациями.

Остро стоит вопрос о разработке количественных (тираж) и стоимостных (цена) показателей издательской деятельности, которые в условиях рыночных отношений стали “коммерческой тайной”. Здесь усилия должны идти по линии создания условий для “добровольного” представления указанных данных недифференцированного характера.

Особенно актуальным представляется статистическое изучение формирования новой издательской системы государства с точки зрения изучения субъектов издательской деятельности по форме их капитала, тематике, целевому назначению, языкам издания и другим аспектам их издательской продукции.

Большие возможности сохраняет также учет издательской продукции по первым изданиям и переизданиям, по оригинальной и переводной литературе и т.д. Далеко не исчерпан также комбинационный прием изучения издательской продукции, когда она изучается по двум и более аспектам одновременно.

Вместе с тем существует реальная потребность поиска новых аспектов и показателей статистического изучения всех видов издательской продукции в новой социально-экономической ситуации. Для этого, вполне очевидно, необходимы совместные усилия специалистов-статистиков печати всех стран СНГ. Опыт такого сотрудничества в минувшие годы уже имеется.

Hosted by uCoz