Карпенко Е.А.

ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ УЧЕБНОЙ КНИГИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях информатизации образования приоритетной становится самостоятельная работа студентов, а, значит, возрастает роль учебной книги. Это понятие используется очень часто, однако официального его определения нет ни в справочной, ни в педагогической литературе. В специальной книговедческой литературе А.А. Гречихин дает определение вузовской учебной книги как способа информационного общения в учебно-воспитательном процессе высшей школы, при этом определяя этот процесс в качестве вузовского книжного дела. Решение данной проблемы приобретает все большую актуальность в связи с изменением формы и содержания современной учебной книги, а также с разнообразием применений понятий “учебный документ”, “учебное издание”, “учебная литература” наряду с понятием “учебная книга”.

С этой целью был проведен анализ соотношения понятия “учебная книга” с понятиями “учебный документ”, “учебное издание”, “учебная литература”, который выявил его специфику. Понятие “учебная (ый)”, функциональное назначение которого отображает главную цель образования – научить, воспитать человека, является общим для них. Дополнения, например, “вузовская”, указывают на читательский адрес. Что касается понятий “книга”, “документ”, “издание”, “литература”, то каждое из них является дискуссионным. Дискуссионность этих понятий актуализируется в связи с появлением электронной формы этих объектов, все разнообразие форм и видов функционирования которых, на наш взгляд, можно классифицировать: по материальной конструкции: печатные и электронные издания; с учетом носителя информации: бумажные, магнитные, оптические и опубликованные в электронной компьютерной сети издания; по знаковой природе информации: текстовые, картографические, изобразительные, нотные (и печатные полиграфические, и электронные издания), мультимедийные (только электронные издания); по особенностям внешнего вида: кодекс (и печатные полиграфические, и электронные издания), CD-ROM диски, дискеты, онлайновые (только электронные издания).

Неоднозначность понятий “книга”, “документ”, “издание”, “литература” позволяет употреблять их и как идентичные, и специфичные, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в каждое из них. Все они акцентируют внимание на форме, содержании и ценности, значимости объекта, но доминирующими для них, по нашему мнению, являются: форма – для издания, содержание – для литературы (литературного произведения), констатирование факта социальной ценности, значимости – для документа. На наш взгляд, специфика книги проявляется в единства ее формы, содержания и констатирования факта социальной ценности, значимости.

По нашему мнению, для определения учебной книги целесообразно применение информационно-коммуникативного подхода. Особенности учебной книги обнаруживаются в коммуникации с учащимися и преподавателями.

Таким образом, учебная книга – средство информационной коммуникации в единстве ее содержания и формы с учетом материальной конструкции в учебно-воспитательном процессе различных ступеней образования, ориентирующееся на учащихся и преподавателей согласно соответствующим учебным программам.

Hosted by uCoz