Горшков Ю.А.

ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОГО КНИГОИЗДАНИЯ В 2002 г.: КОРРЕКТИРОВКА МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В 2001 г. российское книгоиздание завершило последний этап своего переходного процесса социально-экономической трансформации. К такому же выводу пришли и руководители отрасли. По заявлению зам. министра М.В. Сеславинского от 26 февраля 2002 г., благодаря достижениям 1999-2001 гг., когда были заложены основы для преодоления кризиса 1998 г., отрасль “миновала сложный переходный этап и вступила на путь поступательного движения вперед”. Были достигнуты две главные цели переходной экономики: стабилизация покупательского спроса на книгу и неинфляционный уровень предпринимательской активности.

Поскольку издатели опираются на относительно высокий уровень самофинансирования и сбалансированные государственные расходы, то основными инструментами государственного регулирования выступают фиксированные цены и налог на добавленную стоимость. Они относительно подвижны (могут вводиться, отменяться, понижаться), но в среднесрочной перспективе стабильны.

В странах ЕЭС с 1 января 1993 г. при номинальной ставке НДС в размере 15% для издательской продукции установлена льготная ставка в 5%. Этот принцип выдерживается с некоторыми вариациями большинством членов Общего рынка. В Германии при единой ставке НДС в 16% с книжной продукции берется только 7%; во Франции - соответственно 19,6% и 5,5%.

Наивысшая ставка НДС на книжную продукцию, которая едина и по другим товарам, установлена в Швеции. В 1990 г. НДС равнялся 23,46%, но при этом число книговыдач в библиотеках в два раза больше числа купленных книг. Правительство Швеции субсидирует выпуск изданий высокого художественного уровня, книг шведских авторов, переводные издания и классику, а также детские издания. Издатели, получающие ссуды, обязаны поставить бесплатно 1 тыс. экз. каждой книги в государственные библиотеки.

Западноевропейская книгоиздательская и книготорговая практика нашла другое решение проблемы – установление “фиксированных цен” на данном рынке данного товара на конкретный период времени. Фиксированная цена – цена, закрепленная правоотношениями субъектов рыночных отношений с одобрения государственных органов. Например, в ФРГ 95% всей издательской продукции реализуется по картельным ценам, которые законодательно разрешены (“легальное картелирование”) Выигрывает от такой фиксированной цены каждый читатель специальной литературы. Ассортимент отдельного книжного магазина становится шире и привлекательнее для покупателя. Отсутствие практики фиксированных цен на книги ведет к значительному субсидированию государством специальной литературы. Комиссия ЕЭС в 1985 г. установила принцип обязательности применения картельных цен. Таким образом, поддерживается минимальный уровень прибыльности книгоиздания, т.е. сохраняются мотивационные стимулы.

В Швеции и Дании широко распространена система “твердых цен” – цена, установленная договором на весь срок его действия. В 1970 г. система “твердых цен” на книги в Швеции была отменена. Издатели, однако, проставляют “рекомендуемую цену”, позволяющую нормировать выплату авторских гонораров. Издатели и книготорговцы могут также заключать отдельные договоры о ценах. Крупные книжные магазины торгуют обычно по ценам ниже рекомендуемых, мелкие традиционные магазины – по более высоким ценам (обычно на 5%). В Дании НДС составляет на книги 25% и действует система твердых цен, устанавливаемая издателем. Цена на книгу не может быть изменена в течение года её выпуска и последующего календарного года. По истечении этого срока твердая цена превращается в рекомендуемую. Под данную систему не подпадают книги, поставляемые в школы и библиотеки. Для них допускаются скидки большие, чем это предусматривает общеотраслевое соглашение. Сравнение товарооборота книжной продукции этих стран в 1991-96 гг. показывает преимущества системы твердых цен, принимая уровень 1991 г. за 100%. В Дании он составил в 1996 г. 107%, в Швеции – 99%. Практика твердых цен на книги обычно является результатом соглашений между национальными ассоциациями издателей и книготорговцев каждой страны. В некоторых странах (Франция, Испания и др.) она установлена законодательно либо делаются исключения в антимонопольном законодательстве, и тогда она становится “фиксированной”.

Большинство участников конференции по фиксированным ценам на книги в Европе, которая состоялась в Венеции в 1998 г., высказались за их сохранение и выразили обеспокоенность готовностью Европейской комиссии рассматривать книги как любой другой товар, к которому применимы законы конкуренции.

К сожалению, в России достижение реального корпоративного единства далеко от совершенства. Более того, этот факт не позволил поставить барьеры в установлении неоправданно высокой ставки НДС. С 1 января 2002 г. вступила в силу принятая Госдумой в третьем чтении вторая часть Налогового кодекса. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в статьи 149 и 164 Кодекса (ФЗ-№179) книжная продукция облагалась с 1 февраля 2002 г. 20% НДС, с пониженной ставкой для учебной и научной литературы (10%). Льготное налогообложение распространялось на услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, а также на редакционные издательские услуги, связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции.

Многолетние коллективные усилия чиновников, издателей, парламентариев отстоять льготы для книжного дела оказались напрасными. Книжная продукция была признана таким же товаром как любой другой, хотя для периодической печатной продукции была сделана льгота по НДС – ставка 10%. Комментируя установление НДС для книжной продукции, генеральный директор издательства “Эксмо-Пресс” и руководитель Российского книжного союза О.Е. Новиков сказал, что книжным издателям нужно еще многому научиться у издателей периодической печати, которые сумели четко сформулировать, выразить и донести, в том числе и до законодателей, свои позиции.

Официальными руководителями отрасли установление НДС ожидалось, но не в размере 20%. Оптимальной ставкой НДС, по мнению Минкультуры, МПТР и Минобразования, могли бы стать 5%. По мнению зам. министра МПТР В.В. Григорьева, государство получило плохо сформулированный закон о НДС для периодической печати и книжной продукции, местами лишенный здравого смысла.

НДС представляет собой линейный налог на потребление. По единодушному мнению специалистов, рост цен на книжную продукцию при отмене мер государственной финансовой поддержки с неизбежностью должен был превысить запланированную отметку в 20%. По оценкам специалистов МПТР, введение НДС привело в середине года к резкому – на 30-45% – росту розничных цен и сокращению продаж. Это заставило издателей перейти к осторожной издательской политике, в частности, отказаться от выпуска книг начинающих авторов. По итогам первого полугодия 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года резко снизилось как число названий, так тиражи изданий для детей и юношества. Введение НДС крайне обострило реализацию детской литературы. Произошел значительный рост цен на детские книги, научную и художественную литературу. Цена на детские книги после введения НДС выросла на 30-50%. Издатели видели свою задачу не в том, чтобы вернуться к старой цене, а хотя бы удержать дальнейший рост цен на книги.

Принципиальную позицию по устранению социальных издержек законодательного выбора занял Президент РФ В.В. Путин. На заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству в начале марта 2002 г. он заявил: “Считаю совершенно недопустимым повышение цен на детские книги, научную и художественную литературу”. В развитие указаний Президента РФ руководство МПТР активизировало усилия по пролонгации льготной ставки на издание учебной, научной и классической литературы, а главное, – на выпуск и реализацию научно-популярной, художественной и детской литературы. Важно было добиться скорейшего принятия закона об установлении единой сниженной ставки НДС для всех этапов производства и реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. В сентябре 2002 г. предложения главы МПТР М.Ю. Лесина по законодательной корректировке государственного регулирования российского книгоиздания получили одобрение главы государства. Были сделаны соответствующие поручения Министерству финансов.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 57-ФЗ от 29 мая 2002 г. “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ”. В нем появилась запись, что по правоотношениям, возникшим с 1 января 2002 г., при реализации всей книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера, должна применяться пониженная ставка в 10%. Этой норме придана “обратная сила”, т.е. считается, что она действует с 1 января 2002 г. Льготная ставка НДС устанавливалась до конца декабря 2002 г. Руководители комитетов Госдумы по образованию и информационной политике Н.И. Булаев и Б.Л. Резник подготовили и внесли на обсуждение палаты законопроект федерального закона, в соответствии с которым до 1 января 2005 г. продлевается действие 10% ставки НДС на издание учебной, научной и образовательной литературы. На своем пленарном заседании 25 декабря 2002 г. Госдума утвердила в третьем чтении продление льготного налогового режима для отрасли ещё на три года.

Таким образом, в 2002 г. произошла принципиальная коррекция форм и методов государственного регулирования экономики российского книгоиздания. Выбор сделан в пользу “западноевропейского” варианта, а не “шведского” (покупатели книг, оплачивая высокий НДС, косвенно субсидируют через механизмы государственного финансирования комплектование библиотечных фондов). Книгоиздатели понесли значительные материальные издержки государственного выбора. Для библиотекарей оформившаяся государственная стратегия экономического развития книгоиздательского дела означает, что приоритетной задачей удовлетворения совокупного спроса на книжную продукцию является совершенствование комплекса проблем индивидуального приобретения книг по мере роста покупательского спроса, вопросы библиотечного комплектования будут производными от степени рыночного развития самого книжного производства. Но льготная ставка НДС оказывает действенное экономическое воздействие только при существовании системы фиксированных цен. Таковой пока нет на российском книжном рынке. Поэтому оправдан прогноз специалистов, что общий товарооборот книжной продукции в 2002 г. выйдет на уровень предыдущего года за счет снижения основных показателей выпуска книжной продукции и существенного роста цен.

Hosted by uCoz