Гамс Э.С.

ПРОБЛЕМЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ ЦЕН ПРИ ПОЧТОВО-ПОСЫЛОЧНОЙ КНИЖНОЙ ТОРГОВЛЕ

На российском рынке работает несколько сотен предприятий почтово-посылочной книжной торговли, реализующих различные каталожные программы по т. наз. наложенному платежу. Подобные программы выполняются, как правило, на следующих условиях. Издатель печатает тираж листовки или каталога для рассылки, а также оплачивает расходы по их вложению. Агентства почтово-посылочной книжной торговли обеспечивают рассылку листовок и каталогов по своим адресным спискам, сбор и обработку поступивших заказов, отправку заказанных изданий подписчикам. В листовках и каталогах содержатся краткая аннотация, изображение титульного листа, цена и условия получения книги. Для получения издания подписчикам предлагается заполнить бланк-заказ и отправить его в почтовом конверте в Агентство. Кроме того, практически всегда подписчик может направить заказ в произвольной форме по электронной почте. Оплата заказа происходит при получении книг на почте. Обычно рассылается не менее 100 тыс. листовок или каталогов по 30 и более регионов России.

Как правило, расчёт каталожной цены проводится по следующей формуле (приводится на конкретном примере):

Сумма НП = Нз + Нр + П + Ц + У + В + ((Кв*П) + Ц+У)*Ки*Кс)*(1 + Сс),

где: НП – наложенный платёж,

Нз – сбор и обработка одного заказа = 7,20 руб., (10,4%)

Нр – накладные расходы производства на рассылку отправления = 8.27 руб. на 1 кг или 2,65 руб. для 320 гр., (3,8%)

П – почтовый тариф = 10,25 руб., (14,9%)

Ц – отпускная (оптовая) цена = 35 руб. (в качестве примера), (50,7%)

У – стоимость упаковочного материала (1,98 руб.) и работ по упаковке (2.20 руб.) = 4,18 руб., (6%)

В – вознаграждение агентства при среднем коэффициенте рентабельности 0,06 составляет 3,7 руб., (5,4%)

Ки – коэффициент месячной инфляции = 0,03,

Кс – контрольный срок прохождения отправления в месяцах = 2,

Кв – усредненный коэффициент возврата отправления =0,15,

Сс – страховой сбор =0,05.

В приведенном примере данные по стоимости сбора и обработки заказа, накладным расходам, экспедированию и почтовому тарифу взяты по состоянию на 1 октября 2001 г. Исходя из статистики приходящих заказов, величина почтового тарифа обычно определяется применительно к 3-му тарифному поясу. Таким образом, сумма НП = 7.20+2.65+10.25+35+4.18+3.7+((0.15*10.25)+35+4.18)*0.03*2)*(1+0.05) = 68.69 руб. Объявляемая окончательная стоимость книги – 69 рублей.

Указанные в скобках процентные соотношения отражают относительную структуру затрат для дешёвых изданий, характерную для рынка почтово-посылочной книжной торговли в 2001 г. По данным Агентства “Книга-сервис”, средняя доля отпускной цены издателя в каталожной в 1998 г. составляла 50,55%.

По типовому договору расчеты с издателем производятся следующим образом. Агентство подписного тиража оплачиваются агентством через 3 месяца, за исключением стоимости невостребованной подписчиками и возвращённой почтой книжной продукции.

Она по условиям договора должна быть возвращены издателю. Так как фактические расходы на отправку книг заказчикам включают стоимость работ по экспедированию, распечатки сопроводительных документов, а также НДС, в приведённую выше формулу могут вводиться дополнительные коэффициенты. В цене также могут быть отражены затраты на вложение листовок или каталогов, которые в данном примере не учитывались, т.к. были оплачены издателем по договору, из расчета 0,05 руб. за листовку.

С экономической точки зрения программы наложенного платежа при правильном учёте всех факторов оказываются прибыльными. Однако при проведении подобных программ необходимо выполнение следующих условий: 1. Общий возврат невыкупленных книг не должен быть выше запланированного (15%); 2. Необходим тщательный подбор литературы, предлагаемой подписчикам. С одной стороны следует предлагать издание, которое отличается от номенклатуры “массовой” литературы, в достаточном количестве присутствующей в розничной продаже во всех регионах, с другой – это издание должно быть интересно широкому кругу читателей; 3. На стадии планирования целесообразно проводить предварительный анализ рассылки каталогов по поясам. В случае если это оговаривается в каталоге, почтовый тариф, включаемый в каталожную цену, должен быть установлен, исходя из результатов этого анализа. Например, при рассматриваемой рассылке подписчику может указываться не подписная цена 69 руб., а цена, соответствующая величине почтового тарифа для данного региона. При этом особенно важно принять во внимание регионы, в которые доставка осуществляется только авиационным транспортом, что приводит к дополнительным почтовым расходам.

Hosted by uCoz