Ельников М.П.
КНИГА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ РЫНКА
Под рынком, в общеэкономическом плане, обычно понимается количество покупателей (реальных и потенциальных) каких-либо товаров или услуг, и потому книжный рынок представляет собой определенный сегмент общего товарного рынка.
Книжный рынок также сфера, в которой книга проявляет себя как носитель информации. Через посредство книги рынок поставляет сведения не только о покупателях, но и о других субъектах книжного дела – издательствах, книготорговых предприятиях, библиотеках; об их взаимодействии между собой и с внешней средой.
Через книгу, ее состояние и продвижение к покупателю книжный рынок воздействует на издательскую и книготорговую политику, определяет потребительский спрос и платежеспособность населения, указывает на изменение социально-экономической, политической и культурной ситуации в стране; на потребности науки, образования, производства в книжной продукции. Все это и составляет сегмент информационного поля рынка с долгосрочным пользованием.
Специфика информационного поля книжного рынка в том, что он приспосабливается к запросам потребителей книжной продукции и как бы “очищает” издательскую и книготорговую деятельность от книжной макулатуры, книг-однодневок. Рынок диктует как издателям, так и книготорговцам необходимость расширения ассортимента книжной продукции и сети партнеров, более точного и полного определения жанровой и тематической структуры книгоиздания и улучшения финансовых взаимоотношений.
Номенклатура книжного рынка в достаточной степени еще не изучена. Оценки состояния его предполагают статистическую характеристику книжной отрасли, в результате чего выявляется круг проблем и тенденций на книжном рынке, составляется прогноз развития отрасли и перечень необходимых мероприятий по стабилизации книгоиздания и книгопроизводства в новых условиях.
Вместе с тем выявляются тенденции динамического характера: вытеснение книг так называемой масскультуры познавательной, классической, художественной, философской литературой; учебниками и учебными пособиями для всех видов и форм образования, которые самым непосредственным образом связаны с эффективностью информационных потоков в книжном деле и создают инфраструктуру информационного пространства книжного рынка.
Наиболее важной и необходимой информацией в поле книжного рынка специалисты считают информацию о цене книги, об условиях поставки книжной продукции, о конъюнктуре книжного рынка. Однако большинство книжных отраслевых структур не удовлетворяет качество и содержание, недостоверность и неполнота представляемой рынком информации.
Поэтому в настоящее время наиболее оперативным, точным и полным источником рыночной книжной информации являются прайс-листы, информирующие потребителей книжной продукции по семи параметрам одного издания: автор, название, объем, переплет, тираж, год издания, оптовая цена. Все больше появляется прайс-листов с полным библиографическим описанием, с различными вариациями цен (оптовые, розничные, розничные на фирме и т.д.), с указанием читательского адреса, с краткими аннотациями.
При отсутствии, за редким исключением, издательских аннотированных тематических планов выпуска литературы прайс-листы дают возможность наиболее точно оценить рынок издательского предложения, его параметры и, прежде всего, ассортимент книжной продукции и цены.
В связи с увеличением количества книжных изданий (в 2001 г., по данным РКП, – 69500 названий) и ежегодным приростом тиражей выпускаемых книг информационному обеспечению книготоргового процесса должно уделяться особое внимание. Более того, принимая во внимание процесс интеграции России в мировое информационное пространство, необходимо развитие регулярного обмена товароведческой информацией по книгам, поступающим в торговую сеть, с зарубежными партнерами. Поэтому насущно встает проблема создания новой, эффективно действующей информационной системы, без которой современное российское книгоиздание и книгораспространение не могут нормально функционировать.