Рыбкина Г.Е.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В СИСТЕМЕ
БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Нужна ли художественная литература в библиотеке технического вуза и если да, то зачем? Как формировать такой фонд библиотеки и какова система его использования?

Финансирование высшего образования в стране явно не достаточное. Может быть, в силу именно этого обстоятельства публикации о работе вузовских библиотек являются столь одинаковым. ”Такому-то институту исполняется 75 лет, есть замечательная библиотека. Во взаимодействии с кафедрами библиотека улучшает качество учебного процесса, выполняя таким образом свои функции. За последние несколько лет проведена большая работа по автоматизации библиотечных процессов, создан электронный каталог и автоматизированные рабочие места. Библиотека сотрудничает с фондом Сороса, входит в региональную библиотечную ассоциацию и переходит на новую ступень развития”. Стандартный текст кочует из журнала в журнал.

Проблема наличия фонда художественной литературы в библиотеке технического вуза автоматически “вытягивает” за собой всю цепочку библиотековедческих проблем: первичного и вторичного отбора литературы, организации фонда и управления им, вопросы книжного ядра фонда, его раскрытия и работы с читателями. Очевидно, что решение этих задач не может быть полностью заимствовано из опыта работы с учебной или научной литературой. В то же время очевидно, что эти вопросы могут и должны быть исследованы и результаты этих исследований будут востребованы. Именно этим объясняется наш интерес к теме определения роли и места художественной литературы в системе высшего технического образования.

Примерно та же ситуация складывается и в научной литературе. Так, например, Н.Н. Коузова посвятила в 1979 г. свою работу рассмотрению места и роли библиотеки в идейно-воспитательной работе вуза. Рассматривая такие принципиальные моменты, как возрастной разброс студенчества и педагогический аспект деятельности вузовской библиотеки, автор мимоходом замечает: “Фонд художественной литературы отражен в библиотеках вузов не так полно. Это зависит в основном от профиля вуза”. Мы считаем это направление очень важным и намерены исследовать его реализацию в современных технических вузах.

Зачем нужна художественная литература в техническом вузе? Учитывая реалии сегодняшнего времени, остановимся на двух очень важных аспектах этой проблемы.

Первый аспект касается гуманизации образования. Суть проблемы и степень ее важности подробно освещены, например, в одной из статей Т.Г. Киселевой, ректора МГУКИ. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования должны помочь учащимся осознать уникальность каждой личности и ее оригинальный потенциал. Новая парадигма высшего образования в России необходима, ибо она провозглашает приобщение студенчества к общечеловеческим ценностям, морали и нравственности. Это является необходимым, так как старая схема высшего образования в условиях любого государства является недееспособной, а значит, существует потребность в новой философии высшей школы. Потребность в этом столь велика, что в Академии железнодорожного транспорта (бывший МИИТ) создана и функционирует кафедра богословия. Почему бы и нет, если исходить из тезиса о том, что основным назначением религии является соблюдение чистоты духовной жизни человека и его жилища.

Второй аспект касается процесса познания. Чрезвычайно интересная тема была разработана В.А. Елисеевой, чья работа посвящена историческому обзору процесса познания. На раннем этапе процесс познания был един, разделение его на научный и художественный, произошедшее позднее, неправильно, искусственно и весьма условно. Популярная медицинская энциклопедия сообщает, что”…большие полушария головного мозга имеют функциональную ассиметрию: левое обеспечивает регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления, тогда как правое – участвует в распознавании зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов”. Многочисленные высказывания ученых свидетельствуют о способности поэзии развивать обобщающее мышление. Платон и Гегель считали искусство одной из форм познания. Особенно важна роль искусства и литературы в период ломки старого и созидания нового. Для отказа от изжившего себя и сотворения оригинального необходима любознательность как склад ума, проистекающая из осознания бесконечной многогранности мира. Таким образом, художественное и научное познание – две стороны одной медали и деление на “физиков” и “лириков “несостоятельно.

Тема эта не нова, но она заново обретает актуальность, во-первых, в связи с новой парадигмой высшего образования в России, во-вторых, в связи с тем, что вузовские библиотеки являются фактором повышения качества подготовки молодых специалистов. Этот процесс обеспечивается всеми имеющимися в вузе ресурсами, в том числе и библиотекой, где есть хороший фонд художественной литературы.

Наш опыт работы показывает, что тема художественной литературы в библиотеке технического вуза является перспективным направлением, требующим самого пристального внимания в силу своей особой значимости. Стратегическая важность этого научного направления определяется как развивающим потенциалом художественной литературы, так и степенью ее воспитательного воздействия на читателей, в первую очередь на читателей-студентов.

На наш взгляд, это действительно веские аргументы в пользу присутствия художественной литературы в библиотеке технического вуза.

Физиотерапия курсы: обучение по специальности физиотерапия.
Hosted by uCoz