Бушуев С.В.

НОВЫЕ ДАННЫЕ О НАЧАЛЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Для XIX в. характерна широкая издательская деятельность православных монастырей. Особое место среди них занимала Оптина Пустынь. Сочетание живой традиции старчества с изданием неразрывно связанных со старческой традицией святоотеческих книг, зачастую в новых или исправленных по греческим подлинникам переводах – характерная особенность духовной жизни этой обители.

В книговедческой и историко-церковной литературе сложилась традиция начинать историю издательских трудов оптинских монахов с 1846 или 1847 г. и связывать со старцем Макарием (Ивановым).

При этом было забыто указание историка Оптиной Пустыни и непосредственного участника ее издательских проектов архимандрита Леонида (Кавелина) о том, что первыми книгами, подготовленными в обители, являлись сочинения, обличающие раскол иеросхимонаха Иоанна.

Наше знакомство с архивом Оптиной Пустыни (Ф.Ф. 213,214 ОР РГБ) вполне подтвердило это свидетельство и позволило выявить шесть книг, подготовленных иеросхимонахом Иоанном (Малиновским) (1763–1849) как до, так и после начала систематической издательской деятельности Оптиной Пустыни.

В том же 1839 г., когда иеросхимонах Иоанн (Малиновский) опубликовал свою книгу “Доказательство трехперстного сложения…” свет увидела книга “Письма в Бозе почивающего Задонского затворника Георгия”, подготовленное рясофорным монахом Петром (Григоровым) (1803–1851, впоследствии пострижен в мантию с именем Порфирий).

На основании вышеизложенного нельзя считать временем начала издательской деятельности Оптиной Пустыни 1846–1847 гг. Если не удастся найти более ранних книг, начало издательской деятельности монастыря должно быть отнесено к 1839 г., а первопроходцами в этом важном деле следует считать схимонаха Иоанна (Малиновского) и монаха Порфирия (Григорова). Их опыт подготовки книг был востребован позднее, когда старец Макарий (Иванов) сумел сделать издание духовной литературы в Оптиной Пустыни научным, систематическим и целенаправленным.

Hosted by uCoz